
Фото: Juli Kosolapova/Unsplash
Первого сентября тысяча девятьсот восьмого года в небольшом городе Нерчинске, что в трёхстах километрах от Читы, реальное училище принимало своих первых учеников. Семьдесят оробевших мальчишек вступили под своды прекрасного белого дворца, больше похожего на замок Аладдина из восточной сказки. Трёхэтажный палаццо в мавритано-готическом стиле построили в шестидесятых годах девятнадцатого века для купца первой гильдии Михаила Дмитриевича Бутина. Интерьеры дворца поражали своей роскошью: Михаил Дмитриевич привозил домой из своих многочисленных заграничных поездок всё самое лучшее. Но для подвижных подростков самыми привлекательными были не паркетные полы, огромные зеркала и персидские ковры со старинными фламандскими картинами. Мальчишки больше всего полюбили уникальный сад бутинского дворца — с аллеями и цветниками, фонтанами и мраморными статуями. Благодаря великолепному дворцу Михаила Бутина Нерчинск в начале двадцатого века стали называть Сибирским Версалем. Роскошную усадьбу, с огромной библиотекой, прекрасным садом и всеми постройками Михаил Дмитриевич завещал Нерчинску для устройства в нём реального училища. Бутин всю жизнь так много вкладывал в благоустройство родного города, что его земляки шутили: «Нерчинск всё больше становится Бутинском».
Михаил Бутин родился в купеческой семье, известной в Нерчинске с начала восемнадцатого века. Благодаря его предпринимательскому таланту, семейное дело существенно развилось и открыло новые горизонты: Бутину принадлежали железоделательный, винокуренный и солеваренный заводы, пароходство на Амуре, около пятидесяти золотых приисков, торговый дом с несколькими отделениями по всей Восточной Сибири. Фирма Бутина продавала не только российские, но и заграничные товары.
Для того, чтобы поспособствовать развитию родного края, Бутин стремился познакомиться с опытом других стран, перенять у них лучшие технологии и передовые приёмы. После его поездки в тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Америку на бутинских приисках появились усовершенствованные золотопромывательные машины, паровые двигатели. Бутин и сам сконструировал и внедрил несколько новых механизмов для добычи золота. Михаил Дмитриевич хорошо понимал необходимость развития торговли и взаимоотношений с Китаем. С этой целью он выделил десять тысяч рублей на научную экспедицию, чтобы открыть кратчайший путь для русских купцов. Экспедиция была успешной и немало поспособствовала развитию русской коммерции в Сибири и на Дальнем Востоке.
Михаил Дмитриевич был горячим патриотом родного Забайкалья и немало сделал для процветания Нерчинского края. Бутин публиковал просветительские статьи о флоре и фауне Забайкалья. Михаил Дмитриевич постоянно занимался самообразованием, изучил несколько языков: читал Бальзака, Диккенса и Гёте в оригинале. Михаил Дмитриевич очень любил музыку: на его средства в родном городе появилась музыкальная школа, были созданы оркестр и отделение Русского музыкального общества. Он открыл в Нерчинске большой ботанический сад, купальню, образцовую ферму с опытным полем, где проводили сельскохозяйственные выставки. Кроме того, благодаря Бутину в городе появились общественная библиотека, Софийская женская гимназия и публичный музей. Немалые средства Бутин выделял на духовное училище и строительство Нерчинского Воскресенского собора. После смерти купца почти всё его состояние — около полутора миллионов рублей — досталось нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание десяти сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта в Нерчинске.
Земляки не забыли трудов Михаила Дмитриевича на благо родного города. Четвёртого ноября две тысячи пятнадцатого года в отреставрированном Бутинском дворце торжественно открыли Нерчинский краеведческий музей имени Михаила Дмитриевича Бутина.
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поделиться сокровищем». Игумен Филарет (Пряшников)

В этом выпуске своими светлыми воспоминаниями о том, как обретший веру человек не мог уже жить прежней жизнью и даже старался со всеми делиться тем «сокровищем», которое обрел сам, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
Как лентяй в столб превратился

В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки