Замечательный фильм режиссера Владимира Хотиненко «Поп» смотрели, наверное, многие. А вот то, что снят он по литературному произведению, возможно, знают, не все. И тем не менее, «вначале было слово», а именно – повесть известного писателя Александра Сегеня «Поп».
Кстати, идея создания этой книги принадлежала Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однажды он обратился к литераторам и кинематографистам с предложением художественного воплощения трагической истории Псковской православной миссии, созданной и действующей в годы Великой Отечественной Войны. Александр Сегень с готовностью отозвался на этот призыв.
Главному герою повести «Поп», священнику Александру Ионину, выпала нелегкая судьба – нести пастырское служение на оккупированной немцами территории. Гитлеровцы разрешили восстановить разоренные коммунистами православные храмы в захваченных городах и селах. Но это был отнюдь не жест доброй воли, а скорее коварный план. Фашисты намеревались использовать Церковь в качестве своеобразной приманки, сыграть на религиозных чувствах изголодавшихся по духовности советских граждан. Именно с этой целью и была создана Псковская православная миссия.
Отец Александр, добрейший человек и настоящий пастырь, как истинный служитель Церкви просто не мог отказаться от представившейся возможности возобновить Богослужения и проповеди. Но ни перед высокими чинами фашистской армии, ни среди по-хозяйски ведущих себя немецких солдат он никогда не склонял головы. Напротив, вместе со своей матушкой Алевтиной Андреевной, они старались сделать все возможное для тех, кто оказался в худшем положении. Собирали продукты, вещи, дрова для находившегося неподалеку лагеря пленных. Брали в семью сирот, которых война породила бессчетное количество. И, конечно, отец Александр служил: крестил, причащал, исповедовал. Только вот делать все это ему приходилось подчас в очень уж экстремальных условиях. Была и исповедь под дулом револьвера, которым сам же исповедующийся в батюшку и целился. И крещение советских пленных под смех солдат-немцев. Но, что бы ни происходило, свой долг священника отец Александр выполнял. Правда, отпевать убитых однажды оказался. Не пожелал произнести «со святыми упокой» над полицаями, которых застрелили партизаны.
Надо заметить, что в повести Александра Сегеня «Поп» события отражены в гораздо более широком ракурсе, чем в одноименном кинофильме. И уже поэтому ее стоит прочесть. Между прочим, в характере ее главного героя запечатлены черты совершенно реальных личностей. А значит - такие удивительно светлые люди встречаются не только в книжках, - и это обнадеживает.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова