
Что такое чудо и происходят ли чудеса в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 113-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 113.
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах и на земле; творит всё, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Только что прозвучавший псалом можно разделить на две части. Первая посвящена одному из самых знаменательных событий в истории богоизбранного народа — чудесному избавлению Израиля из Египетского рабства. Исход евреев из плена сопровождался многими удивительными событиями. Их и перечисляет псалмопевец. При этом он использует приём олицетворения. Неодушевлённые предметы изображаются как живые существа. «Море увидело и побежало», то есть расступилось, чтобы открыть путь Израилю, а потом опять вернулось на своё место и потопило войско фараона. Нечто подобное происходит, когда евреи подходят к границам Земли Обетованной. «Иордан обратился назад», то есть остановил своё течение, чтобы евреи смогли пересечь реку и войти в Палестину. «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» — очевидно, что здесь автор псалма намекает на события у горы Синай. Господь спускался на гору, чтобы дать Моисею и израильскому народу Свои заповеди. При этом горный массив, как говорит священная история, сильно колебался. Наконец, упоминается о том, что Бог превращал «скалу́ в о́зеро воды́ и ка́мень в исто́чник вод». Здесь псалмопевец вспоминает те чудеса, которые помогли Израилю выжить во время их странствования в пустыне по пути домой.
Совершенно иные интонации мы видим во второй части псалма. Всесильному Богу противопоставляются языческие божки. Они не могут ни говорить, ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни осязать. Они всего лишь «серебро и золото, дело рук человеческих». А потому поклоняться им — безумие. Ведь какую поддержку может оказать тот, кто сам совершенно бессилен и беспомощен перед лицом стихий этого мира. Поэтому и заключает псалмопевец: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них».
Вывод напрашивается сам собой. Тот, кто игнорирует Творца, кто отодвигает Его на периферию своей жизни, а в её центр ставит что-то иное, неизбежно становится заложником тех железобетонных правил и закономерностей, которым вынужден подчиняться падший мир. Участь такого человека незавидна. Его жизнь напоминает броуновское движение. Его судьбой управляет слепой случай. Вероятность подлинного чуда здесь сведена к минимуму. А всякое изменение к лучшему — зачастую всего лишь кратковременная иллюзия.
И наоборот. «Бог наш на небесах; творит всё, что хочет», — говорит псалмопевец. А потому всякий, кто исполняет заповеди Господа, кто непрестанно ищет Его волю, кто старается все свои дела подчинить Его закону, живёт в совершенно ином мире. Как говорит один из учителей древней Церкви, авва Евагрий, Бог познаёт такого человека, становится его созерцателем. Человек постоянно переживает присутствие Творца и ощущает Его поддержку даже в самых незначительных делах. Будничная жизнь становится пространством для чуда. Ведь ради Своих людей Господь готов вмешиваться в естественное развитие событий и нарушать привычный ход вещей. Он готов осушать море, поворачивать вспять реки, заставлять горы и холмы прыгать, а скалу и камень может превратить в озеро и источник чистой воды.
Псалом 113. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 113. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема