Когда человек приходит к вере и обретает Христа, ему кажется, что наконец-то он выбрался из грязи греха и болота страстей, где раньше мучительно барахтался, и ступил на идеально заасфальтированную дорогу. Почувствовав под ногами незыблемую твердь, он с чувством облегчения отправляется в путь.
О чудо! Да наш герой не просто идёт, он уже едет за рулём скоростного автомобиля, тщательно соблюдая знаки на обочине дороги. Эти знаки носят на себе отпечатки тех, кто уже давно достиг вожделенного финиша — и наш новообращённый наполняется значимостью момента — и он идёт следом за великими святыми отцами!
Но проходит какое-то время, и чьей-то заботливой рукой залитый в бак бензин заканчивается. Мотор всё чаще глохнет и однажды останавливается насовсем. Заправок вокруг не видно.
Делать нечего, приходится вылезать из комфортной иномарки и топать дальше ножками.
Это был период «призывающей благодати», когда даром человек получает от Бога обильные духовные утешения, и весь мир Божий — чудесен и наполнен светом и любовью. Казалось, что всё очень просто: соблюдай заповеди, будь искренним в вере, ходи в храм, молись — и больше ничего не надо. Но это вдохновенное состояние свежеобращённого неизбежно заканчивается, и теперь надо начинать трудится.
Немного приуныв, наш путник собирается с силами и двигается пешком. Но на этом его неприятности не заканчиваются. Вместо привычной евротрассы, по которой он гнал на всех парах, под его ногами очень быстро оказывается старый асфальт весь в выбоинах, трещинах, а местами и вообще — грунтовая дорога. Идти становится труднее. Вдруг дорога вообще обрывается, и перед ним — узенькая тропинка, среди валунов и скользкой глины, ведущая в какие-то неведомые места.
Это — первый «возраст» взросления. Когда мышцы уже достаточно накачены, чтобы преодолевать препятствия. Откуда ни возьмись, всплывают из глубины души страсти и прежние грехи, с которыми уже куда сложнее справляться, нежели чем казалось из окна мчащегося автомобиля. С болью и потом приходится выкорчёвывать из сердца некогда милые, но душегубительные привычки и пороки.
Чем дальше — тем тропинка становится теснее и сложнее. Да и самой-то тропинки почти не видать — только и остаётся, что ориентироваться по оставленным чьей-то заботливой рукой зарубкам или другим знакам — которых, кстати говоря, вовсе не так уж и много. И самому приходится голову включать, чтобы не заблудиться и не принять самим же сломанную ветку за давнюю метку опытных. Иногда ему с болью приходится признаваться, что ходит по кругу, снова и снова возвращаясь на былые места.
И вот, однажды к нашему путнику приходит понимание, что он заблудился. Никаких явных знаков нет, а те, что встречаются, можно толковать и так, и сяк, всё неоднозначно. Такая тоска нападает — особенно когда вспоминаются огни автобана, шорох крепких шин по идеальному асфальту — и наш герой мучительно пытается понять, где же он не там свернул, или что он не так сделал, что оказался в такой непролазной глуши? Это — «второй возраст», или кризис веры. Ещё один «уровень», не преодолев который, дальнейшего духовного возрастания не будет.
Остановившись и успокоившись, он понимает: дальше так можно плутать до бесконечности. Надо что-то в корне менять. Перестать надеяться на чужие знаки. Вспоминать «матчасть», те билборды, которые краем глаза замечал, когда несся в автомобиле по шоссе. На них были какие-то очень важные советы, но кто же знал, что дорога закончится, и, что именно это окажется самым необходимым? Постепенно всплывают из памяти обрывки слов, картинки, что-то начинает проясняться. Уставший и измождённый, наш путник уже и сам себе не рад, что ввязался в это путешествие. Ему жутко хочется домой, обратно, в тёплую постель, за стол с горячим ужином — а впереди — лишь полная неопределённость.
Если он наберётся мужества и не повернёт обратно — что, впрочем, тоже не особо легко в его ситуации — вскоре его ожидают приятные неожиданности. То вдалеке вдруг появится охотничья изба с оставленными припасами, то наткнётся на малинник, то, откуда ни возьмись, ручей с ключевой водой. Однажды побывав на краю отчаяния, он с каждым днём всё больше убеждается: нет, он — не один, кто-то невидимой рукой Сам его ведёт — ведь несмотря на полное отсутствие чужих знаков, близость желанной цели ощущается уже физически.
И вот однажды после краткого отдыха его накрывает волна очевидности. "Ну и какой же я глупец!" — вдруг говорит он сам себе. "Я столько сил и времени потратил на то, чтобы идти к далекой вожделенной цели, а, оказывается, эта цель всегда была рядом со мной! Но не зря и весь долгий и болезненный путь был проделан: ведь чтобы добраться до недр собственной души и встретить там Бога, надо прилично потрудиться! Только глаза мои не сразу её увидели, потому что всё время смотрели вовне, а не внутрь себя! Здравствуй, Бог и спасибо Тебе, что Ты со мной был всегда рядом!»...
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема