Недавно мой шестнадцатилетний сын вернулся из школы и начал, захлебываясь словами, рассказывать, как он создаст свой бизнес. В какой-то момент он даже достал калькулятор и начал умножать цифры со множеством нулей, показывая мне тем самым, как быстро его бизнес пойдет в гору. Надо сказать, тут было, над чем посмеяться — и над его наивным оптимизмом, и над тем, что речь вообще-то шла о маникюрном салоне. Но я уже давно для себя понял одну принципиальную вещь — никогда нельзя смеяться над чужими мечтами. Вообще нельзя обесценивать то, что вызывает у твоего собеседника сильные чувства. Мы способны простить шутку над какой-то своей идеей, но когда смеются над нашими чувствами — это слишком больно.
Что тут оставалось делать? Только начать мечтать вместе с ребенком. Я спросил: «Скажи, вот ты правда хочешь посвятить всю свою жизнь работе в маникюрном салоне? Неужели это предел твоих мечтаний?»
«Нет, — с горячностью ответил он, — сначала я какое-то время буду усердно работать в своем салоне, а когда заработаю достаточно денег, займусь тем, что мне по-настоящему интересно!»
«А что тебе по-настоящему интересно?» — спросил я
«Ну...» — замялся он и огонек в его глазах немного угас. Нет, я вовсе не обломал синоним? надежды сына, просто мои слова заставили его мысль опуститься с поверхности вглубь души. В тот раз он так и не ответил мне, но, я надеюсь, он тогда стал чуточку мудрее. Ведь с тех пор в его сознании поселился один важный вопрос: «А что дальше?» А этот вопрос помогает человеку докапываться до сути вещей.
Мечты — очень важный инструмент в нашей жизни. Они учат нас ставить перед собой цель, просчитывать различные варианты достижения этой цели и отсекать ненужные. Тут главное, чтобы мечтание не превратилось в самодостаточный процесс, это уже называется «маниловщиной».
Мечты бывают честолюбивыми и пустыми, приводящими нас к желанию строить «наполеоновские планы», но ведь бывают и совсем другие мечты. Разве не нормально для человека мечтать о счастливой семье, интересной работе, мечтать о скорой встрече с друзьями, уехавшими на чужбину или даже о чем-то совсем простом — о еде, когда проголодался или о теплой и сухой одежде, когда промок под дождем? Мечты — это то, что помогает нам прокладывать маршрут нашей жизни. И в этом смысле мечта похожа на надежду, а надежда — это христианская добродетель
Мечтайте сами и почаще мечтайте вместе с детьми!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.