Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В мире, который пытается всё измерить с помощью коэффициентов эффективности, стремление к такому измерению проникает во все сферы, в том числе и в сферу духовной жизни, а потому нам — христианам — тоже очень хочется понимать, какова динамика нашей христианской жизни. Но как это сделать? Какие критерии выбрать? Количество посещённых богослужений? Количество прочитанных молитв? Или строгость постов? А, может быть, таковым критерием является частота участия в церковных таинствах или уменьшение числа совершённых грехов? Мы бы совсем запутались в возможных вариантах критериев эффективности нашей церковной жизни, если бы не апостольские послания. Так, в 5-й и 6-й главах Послания апостола Павла к Галатам содержится внятный и чёткий перечень того, что можно считать свидетельством должного устроения духовной жизни. Давайте послушаем тот отрывок из этих глав, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Есть два возможных магистральных пути жизни: жизнь по плоти и жизнь по духу. Первый путь понятен и всем известен, этот путь предполагает сосредоточение исключительно на физической жизни во всём многообразии её проявлений, к которым можно отнести и все виды искусства, они, как правило, являются продолжением и выражением жизни по плоти. Жизнь же по духу руководствуется совершенно иными, нежели плотская жизнь, принципами, законами и устремлениями. Всё земное для такой жизни — это всего лишь средства, но никак не цель. Скажем, хороший дом или квартира для человека, живущего по духу, — желательные, но отнюдь не необходимые средства. Да и вообще, деньги и всё то, что на них можно приобрести, — тоже средство, которое можно «конвертировать» в то, что принесёт пользу душе, а душе пользу приносит милосердие, соответственно, материальное человек, избравший жизнь по духу, рассматривает лишь как данную ему Богом возможность помогать другим и через это достигать высших целей, тех, которые не утратят свою актуальность после физической кончины.
Вполне естественно, что христиане стремятся стать теми людьми, которые живут по духу, но процесс преображения в таких людей происходит, чаще всего, отнюдь не мгновенно, как правило, для этого нам требуется даже не годы, а десятилетия. А всё, что мы делаем в рамках своей христианской жизни, должно так или иначе приводить нас к стяжанию Духа Святого и Его плодов. Именно их и перечислил в этом отрывке Послания к Галатам святой апостол Павел, именно они и являются тем безошибочным критерием, который свидетельствует о верной динамике нашей духовной жизни.
Апостол Павел перечислил их от большего к меньшему, то есть в начале его перечня идут большие дарования, в конце — меньшие, и меньшие являются основанием для больших. Не лишним будет процитировать слова апостола: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).
Этот апостольский перечень каждому христианину стоит помнить наизусть, чтобы в любой момент времени и в любом месте суметь дать самому себе честный ответ относительно динамики собственной духовной жизни, и в том случае, если ответ окажется неутешительным, попытаться что-то изменить, призвав в молитве на помощь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Белгород. Марфо-Мариинский монастырь
Марфо-Мариинский монастырь в городе Белгороде был основан в 1993 году. Его насельницы взяли за образец благочестия одноимённую московскую обитель милосердия. Ту самую, что создала в начале двадцатого века великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Белгородские монахини кормят в благотворительной столовой малоимущих горожан и паломников, шьют церковные облачения. Марфо-Мариинский монастырь объединил в общий комплекс стоящие рядом в центре города Успенско-Николаевский собор и Покровскую церковь. Эти два храма, построенные в восемнадцатом веке, после революции 1917 года были закрыты. И ожили, став монастырскими в конце двадцатого столетия!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
«Символ веры о Троице». Протоиерей Владимир Шмалий
У нас в гостях был кандидат богословия, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий.
Разговор шел о том, как в православном Символе веры сформулировано учение о Пресвятой Троице: Отце, Сыне и Святом Духе.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Антон Кузьмин
У нас в студии был учредитель и генеральный директор компании поставщика светодиодных решений «БС ГРУП» Антон Кузьмин.
Мы говорили с нашим гостем о вере, семь и деле, что для него важно в его работе, какую роль в его жизни играет благотворительность и социальное служение, а также о том, какие нравственные вопросы ставит христианство перед современным человеком.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело