Англия - страна необычная. В первую очередь, благодаря множеству самобытных традиций. Но мало кто знает, что в двадцатом веке Англия стала пристанищем для огромного количества православных христиан, вынужденных по разным причинам покинуть свою родину.
Русские уезжали из-за революции 1917-го года, греки и сербы - из-за турецкой угрозы. Среди православных переселенцев были люди действительно выдающиеся. Например, отец Софроний Сахаров, ученик великого афонского старца Силуана. В определенный момент отец Софроний был вынужден покинуть Святую гору. Свой новый дом он нашел именно в Англии.
Там отец Софроний создал маленький православный монастырь, двери которого до сих пор открыты для людей самых разных национальностей. Сюда приезжают русские, греки, сербы и все те православные христиане, кто покинул родину и ищет теперь духовной поддержки.
Через какое-то время личность отца Софрония и его духовный опыт были замечены и местным населением - англичане тоже стали посещать обитель, а некоторые из них перешли в Православие и даже приняли монашество.
Монастырь отца Софрония - место уникальное. Взять хотя бы дом, в котором обосновались его первые монахи. Когда-то в этом доме жил знаменитый английский режиссер Альфред Хичкок.
Вот и еще один интересный факт. Обычно православный монастырь — это монастырь или мужской, или женский. В обители отца Софрония живут и монахи, и монахини. Таково было его изначальное решение — принимать в монастырь мужчин и женщин, а территорию разделить на две части. В, условно, мужской зоне стоит храм. А в женской, как, наверное, вы догадались, столовая, или как её называют в монастыре, трапезная.
Но все же главная особенность монастыря - его богослужение. Хотя отца Софрония уже нет в живых (он умер в 1993 году), монахи свято берегут устав, им введенный. С самого начала понимая, что в монастырь будут приезжать люди разных национальностей, отец Софроний ввел особый порядок служб, чтобы каждый паломник чувствовал себя как дома.
Утреннее богослужение, Литургия, совершается в монастыре четыре раза в неделю. И служат монахи на разных языках. По вторникам служба совершается по-гречески, в четверг - по-славянски. В субботу монахи служат на английском языке. А в воскресенье используются все три языка сразу. Выглядит это так. Одну часть службы поют или читают на греческом, потом на славянском, потом на английском и так далее.
В то время, когда я посещал монастырь отца Софрония, я был диаконом. Помню, как сначала удивился, что мне придется участвовать в английской Литургии, а затем и в Литургии многоязычной. Потребовалась, конечно, подготовка к этим службам - нужно было заранее посмотреть все тексты. Ведь их я знал исключительно на церковнославянском языке. Помогала мне в этом нелёгком деле монахиня-англичанка, ставшая православной и пришедшая в обитель благодаря отцу Софронию.
Особенным образом запомнилась та многоязычная служба. Люди разных национальностей на Литургии были Церковью действительно объединены. А мне стали совершенно понятными слова апостола Павла - во Христе нет разделения на национальности, все православные христиане народ Божий.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях расположенного в Англии монастыря отца Софрония Сахарова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер