Будучи уже священником, мне удалось посетить подряд сразу несколько стран, в которых преобладает православное население. Был я в Греции, Грузии, затем в Румынии. В каждой из этих стран люди исповедают православное христианство на протяжении уже многих веков. За это время там сформировались самобытные церковные традиции.
Одну из них мне, как священнику, пришлось в прямом смысле на себе испытать. Речь идет, на первый взгляд, о довольно простой вещи — о приветствии, в моем случае - приветствии священника.
В России со священником принято здороваться следующим образом. Человек, желающий батюшку поприветствовать, говорит ему: «Здравствуйте!» или, например, «Добрый день!» А затем, говоря «благословите», подходит ко священнику, складывая ладони лодочкой. Священник правой рукой изображает на подошедшем крестное знамение. Человек после этого благословляющую руку целует. Во время богослужения священник преподает благословение всем людям, стоящим в храме.
С одной стороны, русская традиция приветствовать священника полна благоговения. Смысл ее в следующем — священник олицетворяет собой Христа, и человек может через него получить Божие благословение. Но сами понимаете, даже к самой святой вещи можно привыкнуть.
Как часто мне приходится сталкиваться с таким явлением — человек хочет просто поздороваться. Но над ним как бы довлеет традиция. И он волей-неволей подходит, складывает руки лодочкой и просит благословения. Хотя оно ему вообще-то и не особо необходимо в данный момент.
Совершенно иная традиция приветствовать священника имеется в Греции и Румынии. Там принято различать приветствие и испрашивание благословения. Православные греки и румыны считают, что к благословению нужно подходить как-то более ответственно и просить его у священника только тогда, когда оно им действительно нужно — перед важным делом, поездкой, началом лечения.
В этих случаях они подходят ко священнику и просят у него благословения. Во всех прочих случаях православные греки и румыны здороваются с батюшкой за руку. А после этого рукопожатия руку священника целуют.
Спросите — какая практика лучше? Отвечу так. Важна не форма, а смысл, который мы в наши действия вкладываем. Если мы действительно по-доброму, с уважением относимся ко священнику, то, собственно, не так уж и важно, как мы его поприветствуем. Наше доброе намерение, так или иначе, проступит через слова или действия.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема