18 Января 1964 года врачи впервые призвали законодателей обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности для здоровья. Сделано это было потому, что медицинские исследования установили связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также с другими серьезными проблемами со здоровьем.
С тех пор во всем мире — в том числе у нас — на пачках сигарет можно видеть крупные пугающие надписи. Но, тем не менее, множество людей продолжает курить. Почему?
Один ответ лежит на поверхности — табачный дым содержит вещества-алкалоиды — никотин и гармин, которые в комбинации являются стимулятором центральной нервной системы, вызывают эйфорию, включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.
Никотин вызывает привыкание, и заядлый курильщик, лишенный возможности затянуться, испытывает мучительный дискомфорт. Поэтому любые попытки как-то ограничить курение вызывают яростное раздражение.
Но другая причина глубже — и она в отсутствии любви к себе. Человек может быть самолюбив — в смысле заносчив и нетерпим к критике — и, в то же время, не любить себя — то есть не желать себе блага, жизни и здоровья.
Люди сокращают свою жизнь, навлекают на себя мучительные болезни, поступают с собой как жестокие и бесчеловечные враги — почему?
Кроме всего прочего, такое поведение является следствием определенного взгляда на жизнь — как на бесцельную и бессмысленную, когда у человека просто нет ответа на вопрос «а зачем мне жить и не умирать?»
Обратиться к Богу, покаяться — значит отказаться от этого взгляда, и принять истину, которой учит нас Церковь. Церковь учит, что каждый из нас создан Богом и драгоценен в Его очах. Жизнь каждого ценна и важна, и каждый из нас дорог и любим, каждая жизнь обладает глубочайшим смыслом и ценностью.
Мы принадлежим Богу, который нас создал и искупил — мы не должны портить и разрушать достояние Божие, себя самих. Бог любит человека, которого вы встречаете в зеркале. Он хочет, чтобы этот человек был жив, здоров, и счастлив, прожил долгую и плодотворную жизнь и наследовал жизнь вечную и блаженную. И вы должны отнестись к этому человеку в зеркале с любовью и заботой — чтобы он был жив и здоров.
Да, курение — это полномасштабная химическая зависимость, и гораздо легче призывать бросать курить, чем сделать это, и к людям, которые попали на крючок никотиновой зависимости, надо относиться с понимаем и состраданием. Но пусть такие люди отнесутся с любовью и состраданием к себе. Бог любит их и не желает им смерти.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема