
«12 разгневанных мужчин», студия Orion-Nova Productions, режиссёр Сидни Люмет
— Мальчишка убивает отца... Ну и ну!
— Сейчас это в порядке вещей. Распустились, дальше некуда. Это послужит им уроком. Понимаете?
— Итак, джентльмены, минуту внимания. Мы можем всё обсудить и проголосовать.
— Да! Голосуем! Может, сразу и покончим.
— Ладно, только напомню, что мы имеем дело с убийством первой степени. И если он виновен, то мы сажаем его на электрический стул.
12 присяжных собрались в тесной комнате, чтобы решить судьбу латиноамериканского подростка, который, по предварительному постановлению суда, убил ножом собственного отца. Теперь они должны вынести свой единогласный вердикт. Так начинается фильм американского режиссёра Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», фрагмент из которого мы только что услышали.
С этой лентой в 1957 году молодой режиссёр дебютировал в большом кино. Сценарием к фильму стала пьеса американского драматурга Реджинальда Роуза, которую в 50-е годы в Америке часто транслировали по радио. Идея воплотить эту постановку на экране сначала казалась трудновыполнимой. Действительно, как снять захватывающий и динамичный фильм, если на всём его протяжении двенадцать мужчин только и будут спорить и что-то друг другу доказывать. Но у Сидни Люмета получилось. Его картина стала лауреатом Берлинского кинофестиваля, завоевав его главную награду — Золотого медведя, а также получила три номинации на премию «Оскар».
Итак, невообразимо жаркий нью-йоркский день. Присяжным совсем не хочется провести его в душной маленькой комнате. Все настроены как можно быстрее решить вопрос и разойтись восвояси. Кто за то, что подросток виновен? Поднимаются руки. Одна, две, пять... Одиннадцать! Кто-то, кажется, не согласен! Но почему?!
С этого момента зритель оказывается вовлечённым в жаркую дискуссию, погружённым в атмосферу, накаляющуюся с каждой минутой, с каждым словом. И хотя в картине Сидни Люмета напрочь отсутствует то, что на языке кино принято называть экшеном — спецэффекты, яркие визуальные образы — фильм получился поистине захватывающим. Скучно не становится ни на секунду. В фильме отточено и великолепно всё: постановка, актёрская игра, операторская работа. Невероятно динамичной ленту делают эмоциональные диалоги героев. И вот, в одном из эпизодов кто-то из присяжных — кстати, в картине у них нет имён! — начинает, вслед за единственным, проголосовавшим против, тоже выражать сомнения:
— Я хочу задать вопрос. Допустим, мальчик действительно совершил убийство. Это случилось в десять минут первого. Но как его взяла полиция? Он пришёл домой. В три часа. И детективы взяли его прямо в подъезде дома. Так вот, вопрос. Если он убил отца, то почему через три часа вернулся назад? Не боялся, что его схватят?
Разгневанным мужчинам предстоит ответить не только на этот вопрос. Но и спросить друг друга, почему каждый из них так легко был готов отправить человека на казнь без какой-либо попытки оправдать? Режиссёр Синди Люмет разворачивает перед нами глубокую социальную, психологическую, и, безусловно, духовную драму. «Картина обнажает сущность человека и полна веры в добрые возможности людей», — писал о ленте «12 разгневанных мужчин» отечественный журнал «Искусство кино» в 1961 году. И с этим лаконичным резюме остаётся только согласиться.
13 июня. О мировоззрении и трудах Льва Лопатина

Сегодня 13 июня. В этот день в 1855 году родился русский философ Лев Лопатин.
О его мировоззрении и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Замечательный русский религиозный мыслитель — Лев Михайлович Лопатин. Скончался он в 1920 году, уже при коммунистическом режиме. Но самобытность Лопатина как мыслителя определяется его персонализмом. То есть в центре философско-религиозных идей Льва Михайловича стоит понятие личности и бессмертного человеческого духа.
Сегодня очень важно отрешаться от уродливых и безумных представлений о человеческой личности, будто бы поставленной в цепь предыдущих низших форм существования: о человеке, который недалеко ушёл от обезьяны, каким-то удивительным образом обретя свободу воли и разум.
Труды Льва Лопатина, между прочим, пользующиеся всемирным признанием, и издаваемый им журнал по общим вопросам психологии и философии были до революции одним из самых серьёзных изданий, включавших в себя труды философов, современных Лопатину.
И, поминая добрым словом этого русского философа, давайте и мы, дорогие слушатели, отведём человеку подобающее место как венцу творения. Не будем ставить его в один ряд с животными, но признаем царственность его происхождения, как живого образа Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому центру «Вместе» кормить и одевать нуждающихся

В посёлке Нейво-Шайтанский Свердловской области работает православный центр помощи «Вместе». Он охватывает 8 населённых пунктов. Во всей округе подобных проектов нет. Сюда за едой, одеждой и другой необходимой помощью обращаются все те, кто попал в беду.
Центр «Вместе» открыли в посёлке два года назад местные жительницы, Наталья и Анна. «Когда в нашем районе закрыли последний гуманитарный склад, мы с Аней решили — хватит сидеть на пенсии, нужно действовать!» — говорит Наталья.

Женщины обратились к настоятелю местного сельского храма Петра и Павла— священнику Сергию Белякову, попросили благословить начинание и помочь воплотить задуманное. «Батюшка договорился, чтобы нам передали в безвозмездное пользование бесхозный дом. И мы незамедлительно открыли там пункт выдачи одежды, обуви и продуктов», — объясняет Наталья.
Основная помощь для центра в посёлок Нейво-Шайтанский поступает из Екатеринбургской епархии. Что-то докупают и приносят сюда Наталья с Анной и все неравнодушные люди.
Сегодня на попечении центра «Вместе» находятся 182 семьи. Ситуации у всех разные. Однажды зимой у мамы с четырьмя детьми сгорел дом. В центре их сразу же поддержали, одели и обули. А позже, когда администрация посёлка выделила им пустующий дом, привезли туда одеяла, подушки, постельное бельё и многое другое.
Сегодня центру важна поддержка. Вещей здесь хватает, а вот еда в постоянном дефиците. С работой в сёлах непросто. И без продуктовой помощи некоторым семьям не обойтись. Ещё необходимо отремонтировать старое здание, где размещается склад, — провести туда электричество и заменить окна.
Помочь сельскому центру «Вместе» можно на церковной платформе «Поможем»: Миром.Хелп.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов