«12 разгневанных мужчин» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«12 разгневанных мужчин»

* Поделиться

«12 разгневанных мужчин», студия Orion-Nova Productions, режиссёр Сидни Люмет

— Мальчишка убивает отца... Ну и ну!

— Сейчас это в порядке вещей. Распустились, дальше некуда. Это послужит им уроком. Понимаете?

— Итак, джентльмены, минуту внимания. Мы можем всё обсудить и проголосовать.

— Да! Голосуем! Может, сразу и покончим.

— Ладно, только напомню, что мы имеем дело с убийством первой степени. И если он виновен, то мы сажаем его на электрический стул.

12 присяжных собрались в тесной комнате, чтобы решить судьбу латиноамериканского подростка, который, по предварительному постановлению суда, убил ножом собственного отца. Теперь они должны вынести свой единогласный вердикт. Так начинается фильм американского режиссёра Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», фрагмент из которого мы только что услышали.

С этой лентой в 1957 году молодой режиссёр дебютировал в большом кино. Сценарием к фильму стала пьеса американского драматурга Реджинальда Роуза, которую в 50-е годы в Америке часто транслировали по радио. Идея воплотить эту постановку на экране сначала казалась трудновыполнимой. Действительно, как снять захватывающий и динамичный фильм, если на всём его протяжении двенадцать мужчин только и будут спорить и что-то друг другу доказывать. Но у Сидни Люмета получилось. Его картина стала лауреатом Берлинского кинофестиваля, завоевав его главную награду — Золотого медведя, а также получила три номинации на премию «Оскар».

Итак, невообразимо жаркий нью-йоркский день. Присяжным совсем не хочется провести его в душной маленькой комнате. Все настроены как можно быстрее решить вопрос и разойтись восвояси. Кто за то, что подросток виновен? Поднимаются руки. Одна, две, пять... Одиннадцать! Кто-то, кажется, не согласен! Но почему?!

С этого момента зритель оказывается вовлечённым в жаркую дискуссию, погружённым в атмосферу, накаляющуюся с каждой минутой, с каждым словом. И хотя в картине Сидни Люмета напрочь отсутствует то, что на языке кино принято называть экшеном — спецэффекты, яркие визуальные образы — фильм получился поистине захватывающим. Скучно не становится ни на секунду. В фильме отточено и великолепно всё: постановка, актёрская игра, операторская работа. Невероятно динамичной ленту делают эмоциональные диалоги героев. И вот, в одном из эпизодов кто-то из присяжных — кстати, в картине у них нет имён! — начинает, вслед за единственным, проголосовавшим против, тоже выражать сомнения:

— Я хочу задать вопрос. Допустим, мальчик действительно совершил убийство. Это случилось в десять минут первого. Но как его взяла полиция? Он пришёл домой. В три часа. И детективы взяли его прямо в подъезде дома. Так вот, вопрос. Если он убил отца, то почему через три часа вернулся назад? Не боялся, что его схватят?

Разгневанным мужчинам предстоит ответить не только на этот вопрос. Но и спросить друг друга, почему каждый из них так легко был готов отправить человека на казнь без какой-либо попытки оправдать? Режиссёр Синди Люмет разворачивает перед нами глубокую социальную, психологическую, и, безусловно, духовную драму. «Картина обнажает сущность человека и полна веры в добрые возможности людей», — писал о ленте «12 разгневанных мужчин» отечественный журнал «Искусство кино» в 1961 году. И с этим лаконичным резюме остаётся только согласиться.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем