Побережье Англии окутал вечерний туман. Повяло прохладой. Две женщины, сидевшие на берегу моря, прямо на песке, плотнее закутались в шерстяные пледы. Они заворожено смотрели на алый закат, и размышляли – каждая о чём-то своём. На коленях у одной из них лежала раскрытая Библия. Как только последний солнечный луч скрылся за горизонтом, женщина опустила голову и погрузилась в чтение Священной книги. Её приятельница что-то рисовала на мокром песке кончиком зонта. Вдруг, нарушив тишину, она спросила:
- Женни, дорогая, прости за неуместный вопрос, но всё же – скажи, почему ты оставила сцену?
Женщина подняла на подругу большие синие глаза:
- Потому что сцена мешала мне как следует задуматься об этом, - и она приподняла с колен Библию. Золотой крест на тёмной обложке сверкнул в сгущающихся сумерках.
Женни Линд, оперная примадонна родом из Швеции, необыкновенным талантом которой восхищался Старый и Новый свет, покинула сцену неожиданно. Ни друзья, ни поклонники, не смогли уговорить её изменить своё решение. Женни тяготила слава. Мало кто знал, что даже стоя в огнях рампы, слыша шквал аплодисментов, в душе она оставалась все той же скромной, воспитанной на евангельских заповедях девочкой, какой впервые предстала перед публикой в Венской опере в тысяча восемьсот тридцать восьмом году. И хотя теперь среди её горячих почитателей были сама английская королева Виктория и знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен, певица осталась тверда в своём выборе – жизнь звезды не для неё.
Однако прежде, чем завершить сценическую карьеру, Женни должна была сделать что-то, что считала своим долгом, своей данью Богу за дарованный ей талант. Последние несколько лет перед уходом со сцены стали венцом благотворительной деятельности Женни Линд – «скандинавского соловья», как называли её преданные поклонники.
«Возможность зарабатывать много денег и помогать своим ближним, есть не что иное, как щедрый и утешительный дар Божий» - говорила Женни, и все свои баснословные гонорары, практически без остатка, жертвовала на помощь бедным и обездоленным, поддерживала молодые таланты, помогала Церкви.
В тысяча восемьсот сорок седьмом году Женни Линд учредила стипендию для начинающих композиторов памяти Мендельсона, с которым её связывала добрая дружба. В фонд стипендии она перечислила выручку со своего концерта в британском Экстер-Холле – одну тысячу фунтов, что по тем временам было суммой немыслимых масштабов.
Вскоре после этого Женни дала серию благотворительных концертов, на выручку с которых открыла в городе Поттергейте бесплатную детскую больницу. Её поступок высоко оценил епископ Норвичский, назвав Женни Линд в одной из своих проповедей «посланницей Господа, пробуждающей души от греховной спячки».
Благотворительные выступления в пользу Фонда вдов, больниц и домов милосердия - только за полгода Женни потратила на благотворительность свыше десяти тысяч фунтов стерлингов!
Во время её гастролей по Соединённым Штатам Америки газеты писали, что приезд певицы, считающей своим долгом помогать несчастным и отверженным, станет благословением для всей страны. Почти все свои гонорары за это турне Женни Линд оставила в благотворительных учреждениях. В Чикаго, к примеру, на свои деньги она открыла церковь.
«Когда слушаешь, как она поёт, становишься порядочным человеком», - говорил о Женни Линд Ханс Кристиан Андерсен. Удивительная скромность, целомудренность и щедрость привлекали к ней людей столь же сильно, как и её неповторимый голос. Известно, что последний концерт Женни Линд, который она дала спустя много лет после своего официального ухода со сцены, был благотворительным.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»