
Когда мне было лет восемь, я попала под сильнейший ливень. Была середина лета. Мы с мамой возвращались с дачи. Весь день светило солнце, было очень жарко. И как часто бывает при такой жаре, всё произошло внезапно. Мы вышли на автобусной остановке. Успели пройти только часть пути — до дома нам оставалось метров шестьсот, когда небо заволокло черно-синими тучами. И не успели мы найти укрытие, как началась гроза. Ослепительные вспышки молний, следом — оглушающий грохот грома. И дождь — самой настоящей стеной — дальше нескольких метров уже не было видно ничего. О том, чтобы искать место, где можно спрятаться не было и речи. Мы просто побежали изо всех сил в сторону дома.
Недавно, услышав за окном раскаты грома, я вспомнила тот эпизод, ту свою детскую реакцию испуга, и стала размышлять о природе страха.
Все мы чего-нибудь да боимся. Как чего-то не слишком значительного, например, насекомых, змей, высоты, той же грозы, так и чего-то глобального — внезапных перемен в жизни, проблем со здоровьем, и, в целом, будущего. Причины страха могут быть иррациональными. Но чаще всего наш страх рождается из-за невозможности контролировать ситуацию. Мы боимся непредсказуемости, неуправляемости мира, в котором живем.
Я прекрасно помню чувство бессилия перед стихией, которая так грозно разыгралась вокруг нас в летний день. Сейчас я понимаю, что именно бессилие было в тот момент для меня источником страха.
Однако, Сам Господь через Богодухновенное Священное Писание больше семидесяти раз говорит: «Не бойся!». И говорит Он это каждому из нас.
Любой страх изматывает, истощает, крадет наши силы, не дает жить полной жизнью. А именно к полноте жизни нас призывает Господь. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» — говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна. Но как быть, если уже угодил в ловушку страха?
«Не бойся, только веруй!» — говорит Христос. Так просто и сложно одновременно! Как же сложно перестать контролировать. Как сложно признаться себе: «Здесь я бессилен, только на Тебя уповаю, Господи. Помоги!». Сложно довериться, пусть даже и Самому Творцу. Потому что опять страшно: а вдруг всё получится не так, как хочется мне? И здесь уже идёт речь о доверии. Доверять Богу ещё нужно научиться.
А что будет, если действительно взять и полностью довериться Богу? Я сама этому только учусь. Но могу подтвердить: в ситуациях, когда я переставала пытаться контролировать, пытаться самой повлиять на то, что было явно выше моих сил, и просто говорила: «Господи, пожалуйста, возьми это в Свои руки», всё складывалось наилучшим способом. И получалось значительно лучше, чем виделось мне. Вместе с этим внутри возникало чувство спокойствия, пропадал страх.
Да, всё в итоге может развернуться совсем не так, как представлялось нам. Неисповедимы пути Господни. Никто не знает, каков замысел Творца о каждом из нас. Но доверие в том и заключается, чтобы принять любой итог, зная, что он, каким бы ни был, будет лучшим.
Гроза в тот день закончилась так же быстро, как и началась. Мы благополучно добрались до дома, хоть и промокшие до нитки, но с ощущением какого-то невероятного приключения.
Кстати, после того случая, гроз я не стала бояться сильнее. Наоборот, особенно сильный ливень с молниями и раскатами грома напоминает о том, как ничтожны силы человека, и как велик Господь, на Которого мы можем надеяться и Которому можем доверять.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!