
Когда мне было лет восемь, я попала под сильнейший ливень. Была середина лета. Мы с мамой возвращались с дачи. Весь день светило солнце, было очень жарко. И как часто бывает при такой жаре, всё произошло внезапно. Мы вышли на автобусной остановке. Успели пройти только часть пути — до дома нам оставалось метров шестьсот, когда небо заволокло черно-синими тучами. И не успели мы найти укрытие, как началась гроза. Ослепительные вспышки молний, следом — оглушающий грохот грома. И дождь — самой настоящей стеной — дальше нескольких метров уже не было видно ничего. О том, чтобы искать место, где можно спрятаться не было и речи. Мы просто побежали изо всех сил в сторону дома.
Недавно, услышав за окном раскаты грома, я вспомнила тот эпизод, ту свою детскую реакцию испуга, и стала размышлять о природе страха.
Все мы чего-нибудь да боимся. Как чего-то не слишком значительного, например, насекомых, змей, высоты, той же грозы, так и чего-то глобального — внезапных перемен в жизни, проблем со здоровьем, и, в целом, будущего. Причины страха могут быть иррациональными. Но чаще всего наш страх рождается из-за невозможности контролировать ситуацию. Мы боимся непредсказуемости, неуправляемости мира, в котором живем.
Я прекрасно помню чувство бессилия перед стихией, которая так грозно разыгралась вокруг нас в летний день. Сейчас я понимаю, что именно бессилие было в тот момент для меня источником страха.
Однако, Сам Господь через Богодухновенное Священное Писание больше семидесяти раз говорит: «Не бойся!». И говорит Он это каждому из нас.
Любой страх изматывает, истощает, крадет наши силы, не дает жить полной жизнью. А именно к полноте жизни нас призывает Господь. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» — говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна. Но как быть, если уже угодил в ловушку страха?
«Не бойся, только веруй!» — говорит Христос. Так просто и сложно одновременно! Как же сложно перестать контролировать. Как сложно признаться себе: «Здесь я бессилен, только на Тебя уповаю, Господи. Помоги!». Сложно довериться, пусть даже и Самому Творцу. Потому что опять страшно: а вдруг всё получится не так, как хочется мне? И здесь уже идёт речь о доверии. Доверять Богу ещё нужно научиться.
А что будет, если действительно взять и полностью довериться Богу? Я сама этому только учусь. Но могу подтвердить: в ситуациях, когда я переставала пытаться контролировать, пытаться самой повлиять на то, что было явно выше моих сил, и просто говорила: «Господи, пожалуйста, возьми это в Свои руки», всё складывалось наилучшим способом. И получалось значительно лучше, чем виделось мне. Вместе с этим внутри возникало чувство спокойствия, пропадал страх.
Да, всё в итоге может развернуться совсем не так, как представлялось нам. Неисповедимы пути Господни. Никто не знает, каков замысел Творца о каждом из нас. Но доверие в том и заключается, чтобы принять любой итог, зная, что он, каким бы ни был, будет лучшим.
Гроза в тот день закончилась так же быстро, как и началась. Мы благополучно добрались до дома, хоть и промокшие до нитки, но с ощущением какого-то невероятного приключения.
Кстати, после того случая, гроз я не стала бояться сильнее. Наоборот, особенно сильный ливень с молниями и раскатами грома напоминает о том, как ничтожны силы человека, и как велик Господь, на Которого мы можем надеяться и Которому можем доверять.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер