Николая Васильевича Гоголя какими только прозвищами не награждали: товарищи по лицею звали его «таинственным карлой» - за скрытность характера и невысокий рост; приятельница, Александра Смирнова-Россет ласково называла «хохликом» - потому что родом Гоголь, как известно, из Малороссии; великий Пушкин дружески величал своего соратника по перу «веселым меланхоликом» - за то, что тот не терял чувства юмора, даже будучи в самом мрачном расположении духа… Известный писатель Юрий Нечипоренко тоже дал Гоголю прозвище: «Ярмарочный мальчик». Так называется его книга, в которой он попытался представить читателям свой взгляд на жизнь и творчество бессмертного классика.
Гоголь родился в Сорочинцах – селе, известном своей большой ярмаркой, которая ежегодно проходила там в конце лета. Рассказом «Сорочинская ярмарка» откроет Николай Васильевич свой знаменитый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Юрий Нечипоренко в своей биографии писателя уделяет этому факту немало внимания. Пеструю ярмарку, где песни и смех нередко переплетаются с грустью и даже трагедией, он сравнивает с душой великого писателя. Ведь в Гоголе вечно спорили не знающий пощады сатирик и добрый, полный искренней боли за ближнего, и любви к нему, человек.
Но самое главное - Юрию Нечипоренко в книге «Ярмарочный мальчик» удалось передать тонкие нюансы внутреннего мира писателя столь понятно и доступно, что читать книгу интересно даже ребенку. Кстати, именно к юной аудитории она, прежде всего, и обращена. Гоголя по умолчанию принято считать писателем, у которого «всё сложно». Множество биографий классика, интересных прежде всего тем, кто изучает Гоголя целенаправленно, далеко не всегда были «по зубам» рядовому читателю. Нечипоренко доказывает, что о Гоголе можно говорить легко и увлекательно.
Он рассказывает, что в церкви во время службы, Гоголь, видя, что у какого-нибудь бедного мужика-крестьянина нет денег на свечку, непременно покупал ему самую дорогую! И не разрешал передавать через людей, а сам под руку подводил ошеломленного, привыкшего топтаться у дверей, мужика, прямо к алтарю, невзирая на косые взгляды важных персон.
Автор одинаково интересно и доступно пишет как о смешных, порой даже анекдотических случаях в жизни Гоголя, так и о вещах, невероятно серьезных и глубоких. Просто, буквально в нескольких словах, рассказать о духовных поисках писателя, о христианском духе его творчества, наконец, проанализировать «Выбранные места из переписки с друзьями», может, пожалуй, только действительно талантливый биограф, глубоко чувствующий своего героя.
Книга Юрия Нечипоренко интригует, увлекает, а главное - помогает понять, почему в душе великого писателя до последнего дня жил озорной и ранимый «Ярмарочный мальчик».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»