Во всем мире известен греческий остров Патмос, на котором Иоанн Богослов по вдохновению диктовал своему ученику Прохору знаменитую книгу Откровения. И мало кто знает, что существует еще один Патмос – в России, в ста километрах от Горно-Алтайска, неподалеку от поселка Чемал.
Через реку Катунь перекинут узенький подвесной мост – он ведет на скалистый остров. Именно этот маленький кусочек суши, опоясанный речным течением, и носит греческое имя Патмос. Пройти по дорожке, которая раскачивается на тросах в пятнадцати метрах над бурной Катунью – отдельное приключение. Но его стоит совершить – это единственный способ попасть на сокровенный островок, где расположилась церковь Иоанна Богослова.
История Патмоса алтайского так же, как и греческого, связана с именем апостола. Иоанн Богослов не бывал на Алтае, но ему был посвящен первый Чемальский храм – изначально церковь располагалась не на острове, а на берегу Катуни. Иоанном, в честь Богослова, звали и первого чемальского монаха-миссионера. Этот удивительный человек смог совместить служение людям с иноческими подвигами - на безлюдном острове он устроил маленькую келью и временами переправлялся туда на лодке для молитвенного уединения.
На смену монаху Иоанну, чью фамилию история не сохранила, в Чемал прибыл иеромонах Макарий (Невский), впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Он продолжил обыкновение своего собрата временами уединяться на Патмосе, и утверждал, что на этом острове ему особенно легко молиться. В 1915 году на остров Патмос переносят храм Иоанна Богослова. Святитель Макарий, уже будучи митрополитом Московским, лично принимает участие в его освящении.
Стараниями митрополита Макария в Чемале устроили женскую монашескую общину. Сестры организовали детский приют, в котором воспитывалось до восьмидесяти сирот. Церковно-приходская школа для приютских ребятишек считалась одной из лучших в России. Митрополит Макарий сам подбирал для нее учителей, закупал учебные пособия и оборудование.
После революции монастырь закрыли, храм на острове сожгли. Когда через полтора века энтузиасты решили восстановить церковь в том виде, в каком она существовала при святителе Макарии, им пришлось тщательно изучать архивные документы и старинные фотографии. Результат впечатляет – деревянные стены храма полностью повторяют старинные контуры и как будто согревают скалистую землю острова.
Восстановлена и обитель – ныне это скит Барнаульского Знаменского монастыря. Кельи сестер стоят в Чемале, на берегу Катуни. И каждое утро монахини идут по подвесному мосту в свой удивительный храм.
«Жизненный путь и помощь ближним». Сергей Радостин
Гостем программы «Делатели» был координатор добровольцев-ремонтников Синодального отдела по благотворительности Сергей Радостин.
Наш гость рассказал о своем необычном жизненном пути: как неожиданно даже для самого себя стал спасателем, и как эта профессия помогла ему прийти к Богу. Сергей поделился, с чего началась его деятельность по координации волонтеров, которые едут в Мариуполь помогать восстанавливать разрушенные дома, и почему социальное служение стало занимать большую часть его жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Волшебная кисть

Жил некогда в Китае один сирота и звали его Ма Лян. Его родители умерли, когда он был ещё совсем мал, и чтобы прокормиться, мальчик собирал в горах хворост и косил траву.
Больше всего на свете Ма Лян любил рисовать, и занимался этим каждую свободную минуту.
Когда он отправлялся в горы за хворостом, то, увидев в небе парящего орла, старался воспроизвести веточкой на земле его распростёртые крылья. Когда Ма Лян косил траву на берегу речки, то вглядываясь в воду, наблюдал за игрой маленьких рыбок, а затем выводил их силуэты на речном песке. Долгими вечерами он рисовал угольком на стене своей бедной лачуги всё, что видел, будь то горшок, корзинка или старая циновка.
Но Ма Лян был так беден, что не мог купить себе кисть, как у настоящих художников. И вот однажды ночью явился ему во сне белобородый старик и сказал:
— Ма Лян, твои руки уже искусно рисуют. А чтобы ты стал большим художником, я дарю тебе эту волшебную кисть!
Проснулся мальчик, и увидел в своей руке настоящую кисть для рисования. Он тотчас вскочил на ноги, соскоблил с очага сажу, развёл её водой, и на старом клочке бумаги нарисовал красивый цветок ириса.
С той поры Ма Лян расписывал стены домов у соседей, мебель, детские игрушки, и его ремесло помогло ему забыть про нищету.
Однажды Ма Лян поздно вечером шёл по деревне, и услышал из окна старого батрака Чу приглушённые стоны.
Мальчик вошёл в лачугу и увидел лежащего на истёртой циновке больного старика.
— Чу! — негромко позвал его Ма Лян. — Что с тобой?
— Я заболел и, должно быть, умираю, сынок, — прошептал Чу.
— Чем я могу помочь тебе? — спросил мальчик.
— Мне уже никто не поможет. Только одно у меня осталось желание. Как бы я хотел хотя бы ещё раз увидеть рассвет, ведь я не доживу до него.
— Ты увидишь его, я тебе это обещаю! — воскликнул Ма Лян.
Он достал из-за пояса свою кисть, свою волшебную кисть, с которой никогда не расставался и принялся рисовать рассвет на стене лачуги. И вдруг случилось чудо! Комната озарилась нежным розовым сиянием восходящего солнца.
Старый Чу открыл глаза, и увидел вдали горы, окутанные утренним туманом, водную гладь озера, на которой качались благоухающие лотосы, сакуру на берегу...
Старик приподнялся и сел, чтобы лучше разглядеть чудесный пейзаж, и с удивлением прошептал:
— Но как ты узнал? Я ведь родился на берегу этого озера и для меня это самое прекрасное место на земле. Какое счастье снова увидеть его! Мне даже дышать сразу стало легче... Сынок, твоя кисть поистине волшебная!
И понял Ма Лян: чтобы стать настоящим художником, нужно к ремеслу прибывать хотя бы каплю сострадания и любви.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Сергей Милорадович. «Оборона Троице-Сергиевой Лавры»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, ты открываешь мне новые горизонты! В Пензенской картинной галерее я впервые.
— А я бывал здесь однажды, правда, очень давно. Так что, полагаю, нас обоих ждёт немало интересного.
— Кое-что любопытное я, кажется, уже вижу! Вон та большая картина. Она напоминает мне... Впрочем, может быть, я ошибаюсь, или зрение подводит. Давай подойдём поближе.
— Это полотно художника Сергея Дмитриевича Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры». Оно посвящено событиям так называемого Смутного времени. В 1608-м году самозванец Лжедмитрий Второй с польско-литовским войском пытался прорваться в Москву. Но на его пути встала великая православная святыня. И дала врагу мощный отпор. Картина очень известная, недаром ты даже издалека её узнала.
— Да, Андрюша. Но меня вот что удивляет. Ведь эта работа Милорадовича находится в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Я совершенно точно её там видела!
— И я видел её там не раз. Попробуем разобраться! Полотно в Русском музее датируется 1894-м годом. А это... Сейчас посмотрим... 1892-м! По логике получается, что художник просто написал две одинаковых картины в разный период времени.
— Это, кажется, называется «авторский повтор»?
— Да. В общем-то, весьма распространённая у живописцев практика. Некоторые художники создавали чуть ли не десятки авторских повторов одной и той же картины, отличить которые друг от друга практически невозможно.
— А зачем они так делали?
— По разным причинам. Чаще всего — по просьбам заказчиков. Причём, авторские повторы не считались копиями, и ценились так же высоко, как и оригинал.
— Судя по датам, картина из Пензенской галереи была написана первой. Интересно, а есть ли отличия между ней, и той, что выставлена в Русском музее?
— Как и в случае с любым хорошим авторским повтором, найти их сходу довольно сложно. Те же фигуры, те же краски, та же цветовая тональность. Но если хорошо знать детали...
— А ты, Андрюша, я уверена, их знаешь!
— Спасибо тебе, Аллочка, за такую высокую оценку моих скромных познаний... Я не всё, конечно, могу вспомнить. Но, вот, например, в проёме монастырской стены, где находятся отважные защитники Лавры, виднеются купола Успенского собора. На варианте из Русского музея над ними парят птицы...
— А здесь птиц нет! Просто небо. Пасмурное, в свинцовых облаках.
— Если говорить в общем — немного различаются положения фигур, выражение лиц, мелкие детали. Но знаешь, Аллочка, что я тебе скажу? Все эти нюансы, безусловно, любопытны. Только ведь суть — не в них. А в духе картины, в том, что́ вложил в неё художник. Это осталось неизменным.
— Да, стоит только вспомнить, какие события изобразил на своём полотне Сергей Милорадович... В России — смута, фактически безвластие. Царский престол переходит из рук в руки — к самозванцам и чужеземцам...
— Но народ объединился против супостатов! На героическую оборону Троице-Сергиевой Лавры в 1608 году встали посадские крестьяне, стрельцы и лаврские монахи. Плечом к плечу они отражали атаки многотысячного войска интервентов. И выстояли!
— Оборона Троице-Сергиевой Лавры стала примером мужества и духовной твердости, который воодушевил русских людей объединяться в противостоянии иноземным агрессорам. Что и говорить, замечательную тему для картины выбрал Сергей Милорадович!
— Сергей Дмитриевич любил исторические и религиозные сюжеты, и часто прибегал к ним в своём творчестве. Кстати, он родился в семье священнослужителя, учился в Московской Духовной семинарии, потом некоторое время в ней же преподавал иконопись и рисование. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на собственные впечатления, но и тщательно изучал источники, консультировался со специалистами.
— И это видно! Такое внимание и уважение к мельчайшим деталям, потрясающая динамика... Хочется внимательно рассматривать каждый мазок кисти, каждый штрих.
— И вспоминать непростые, но славные, героические страницы нашей истории!
Картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры» можно увидеть в Пензенской художественной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России