Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, ты когда-нибудь бывал в Туношне?
— И не раз! Чудесное, тихое, уютное село совсем рядом с Ярославлем. Ты туда собираешься?
— Да вот, знакомые позвали на рыбалку в выходные. Но пока размышляю, ехать или нет. Далековато...
— Что тебе сказать, Виктор... Я, как ты знаешь, совсем не рыбак. Но в Туношну с радостью бы съездил.
— Раз ты так говоришь, значит, там точно есть что-то особенное!
— Есть! В Туношне родился и жил замечательный художник Исаак Батюков. Там до сих пор стоит дом, в котором он появился на свет. Родное село стало для живописца главным источником вдохновения. Виды Туношны Батюков запечатлел на большинстве своих полотен.
— Исаак Батюков... Андрей, прости моё невежество, но я об этом художнике слышу впервые!
— Да, к сожалению, сегодня это имя почти забыто. А ведь Батюков был одним из значимых мастеров живописи конца 19-го — начала 20-го века. Он писал жанровые сцены, портреты и потрясающие пейзажи.
— А где можно увидеть его картины?
— Довольно обширная коллекция картин Исаака Батюкова представлена в экспозиции Ярославского художественного музея. И у меня, кстати, есть неплохая репродукция одной из них.
— Давай скорее посмотрим!
— Подожди минутку, сейчас я найду.
— Жду с нетерпением!
— Вот она. Это пейзаж. Родное село художника. Батюков написал его в 1910-м году, и назвал просто: «Туношна».
— Так вот какая она, Туношна. Идиллический, зелёный уголок! Уютные домики на горизонте. А на поросшем ивами берегу тихой извилистой речушки стоит величественный белоснежный храм с серебряными куполами.
— Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 80-х годах 18-го века.
— А до наших дней она сохранилась?
— Да, храм и сегодня украшает село. К сожалению, он довольно сильно пострадал в богоборческие советские годы. Церковь удалось спасти и восстановить, однако не полностью. Теперь она однокупольная, а когда-то — видишь? — была пятиглавой. Полностью утрачена и великолепная шатровая колокольня.
— Получается, художник не только написал замечательную картину, но и увековечил святыню!
— Да, благодаря Исааку Батюкову мы сегодня можем увидеть его малую родину такой, какой она была больше века назад.
— Андрей, вот ты говорил, что на многих полотнах Батюкова так или иначе можно увидеть Туношну. А почему? Он разве не выезжал за её пределы? Живописцу ведь необходимы новые впечатления!
— О, думаю, что впечатлений у художника хватало! Он подолгу жил в Москве, Петербурге, бывал в Париже. Но всем сердцем любил родной уголок, и однажды навсегда туда возвратился. Все свои произведения после 1916-го года Батюков писал именно в Туношне.
— Даже одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, как любил художник свою малую родину; простую, неброскую красоту русской глубинки.
— И эта любовь к родной земле передаётся через полотно зрителю.
— Решено! Еду в Туношну. Вы с художником меня убедили. Постою на берегу, который нарисовал Батюков. Увижу дом, где он родился. Зайду в храм.
— А как же рыбалка?
— Я всё успею! Планирую ещё и в Ярославский художественный музей заглянуть — посмотреть на картину в подлиннике.
— Ну что же, если не рыбу, то впечатления и воспоминания из поездки в Туношну ты точно привезёшь!
Картину художника Исаака Батюкова «Туношна» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема