Из окон Каменноостровского Дворца в Санкт-Петербурге лилась прекрасная музыка. Сегодня вечером там играл сам Сергей Рахманинов – его приезда в столицу давно ждали и многочисленные поклонники, которых с трудом смогла вместить большая концертная зала, и сама хозяйка Дворца – принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская. Правнучка императора Павла Первого и супруга прусского принца Альберта, она много времени проводила в русской столице.
Вот уже несколько лет она возглавляла Императорское Российское музыкальное общество, и концертами знаменитостей её деятельность на этом поприще отнюдь не ограничивалась. Скорее, это было приятным дополнением. С тех пор, как во главе Общества стала Елена Георгиевна, одной из его главных целей стала помощь начинающим, талантливым, но бедным музыкантам. Для этого Принцесса Саксен-Альтенбургская из личных средств учредила специальный фонд.
Искать молодые дарования, чтобы оплатить им учёбу у лучших педагогов, обеспечить участие в самых престижных музыкальных конкурсах, да и просто помочь со средствами к существованию, принцесса была готова по всей России. Вот и Сергея Васильевича Рахманинова она пригласила к себе не только выступить - Елена Георгиевна собиралась просить известного композитора, недавно поселившегося у родственников в Тамбовской губернии, заглянуть в местное музыкальное училище, и найти среди его воспитанников тех, кому необходима поддержка.
Рахманинов поручение принцессы выполнил, о чём свидетельствует сохранившееся до наших дней письмо великого композитора к Елене Георгиевне. В нём он описал бедственное положение училища притом, что большинство его воспитанников оказались, по мнению Рахманинова, по-настоящему талантливыми молодыми людьми. Помощь Тамбовскому музыкальному училищу от принцессы Саксен-Альтенбургской последовала незамедлительно.
Стремление Елены Георгиевны к благотворительности музыкальными интересами не ограничивалось. Несмотря на высокий титул, с детства она была воспитана в духе жертвенности по отношению к ближним, и, как верующая христианка, считала себя обязанной помогать нуждающимся. Под её опекой находились Дом призрения бедных, Приют для детей неизлечимо больных родителей, Женское патриотическое общество и ещё сотни благотворительных учреждений столицы.
В Германии, где Елена Георгиевна подолгу жила, она принимала активное участие в работе Свято-Князь-Владимирского Православного братства. При её непосредственном участии в Берлине Братством было открыто несколько православных храмов и устроено Русское кладбище.
В тысяча девятисотом году Елена Георгиевна учредила Российское общество защиты женщин, под эгидой которого из личных средств финансировала строительство дешёвого жилья для женщин, приезжающих в Петербург из провинции в поисках заработка. А три года спустя вместе с Товариществом по борьбе с жилищной нуждой приняла участие в создании Гаванского рабочего городка.
Когда началась Русско-Японская война, принцесса отдала свой роскошный Каменноостровский дворец в распоряжение Российского общества Красного Креста. Там был устроен военный госпиталь. Елена Георгиевна полностью оплачивала расходы на медикаменты, питание и пошив нового солдатского обмундирования. Точно так же поступила она и во время Первой Мировой войны, организовав на нижнем этаже дворца лазарет для солдат, а на верхнем устраивала благотворительные концерты в пользу раненых.
Уже перед самой революцией Елена Георгиевна безвозмездно передала участок земли под строительство Института охраны материнства и детства.
Она, конечно, не могла предполагать, что в мгновение ока эти планы будут разрушены октябрьским переворотом, в результате которого она будет вынуждена тайком, окольными путями, пробираться за границу, ежеминутно рискуя быть арестованной.
Однако, даже находясь в столь сложных обстоятельствах, принцесса не оставляла в беде тех, кому, как она считала, было ещё тяжелее. Будучи проездом в Кисловодске, Елена Георгиевна помогла местному Дамскому комитету, который организовал сбор средств на продукты и предметы первой необходимости для тех, чьё имущество было конфисковано новой властью.
«Титулы и богатство не дают права возвышаться над людьми. Они обязывают быть милосердными и щедрыми», - говорила принцесса Елена Саксен-Альденбургская. Так её воспитывали с детства. Так она прожила и всю свою жизнь.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.