Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Часть 1.
Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя дочери казанского стрельца Матрёне Онучиной трижды являлась во сне Пресвятая Дева, требуя сообщить Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы, завернутый в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первые свидетельства о чудесах иконы записал священник Никольской церкви в Казани Ермолай - будущий митрополит Казанский, а затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор общеизвестного тропаря «Заступнице усердная...».
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Часть 2.
Узнав о явлении Богородицы казанской девочке Матрёне и чудесном обретении образа Божией Матери, царь Иван Грозный основал в Казани Богородицкий монастырь, первыми постриженицами которого стали Матрёна и ее мать. Обретенную икону поместили в обители и сделали с нее несколько копий, некоторые из которых позже были признаны чудотворными. Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву. Стараниями князя Пожарского на Красной площади был возведен первый в истории России Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. Второй чтимый список с Казанской иконы Петр Первый перенес в Северную столицу. В 1811 году в честь этого образа в Санкт-Петербурге построили кафедральный Казанский собор. История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась вначале двадцатого века. В 1904 году собор Казанского монастыря был ограблен, бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. Однако в Казанской епархии существует предание, что игуменья Казанского Богородицкого монастыря имела обычай ради сохранности драгоценного образа на ночь подменять его под окладом точным списком, и что чудотворный подлинник находится сейчас в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани.
«Странное дело»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Вознесенского мужского монастыря в городе Сызрань иеромонах Давид (Кургузов) — поделились светлыми историями о том, как происходили совершенно непонятные ситуации, которые развивались странно, а потом вдруг стало ясно, к чему Бог всё это вёл.
Ведущие: Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Предсказатель

Фото: Sonia Nadales / Unsplash
Жил на свете один крестьянин, который был большим бездельником, а при этом любил вкусно поесть. Чем угодно готов заниматься, лишь бы не работать в поле.
Как-то раз пришёл он домой и видит — жена зерно перебирает да очищает.
— Ты что же, так и просидела весь день у корзины с зерном? А на обед у нас будет каша? — возмутился крестьянин. — Давно уже ты обещаешь сделать для меня сладкие пампушки? Когда я их дождусь?
Жена тоже рассердилась и говорит ему в ответ:
— Как же, сейчас пампушки стряпать для тебя побегу! Во всём доме даже мышам поживиться нечем, последнее зерно доедаем, а тебе сладкиe пампушки подавай! Смотрите, какой явился важный господин!
Обиделся крестьянин на жену и решил из дома уйти. Три дня бродил он по округе, а когда оголодал, назад вернулся.
Подошёл крестьянин к своему дому, и ещё издали по запаху понял, что жена сладкие пампушки готовит. Притаился он за дверью и стал считать, сколько штук она в кипящее масло бросит. Насчитал двадцать одну. Закончила женщина стряпать, стала руки мыть.
Тогда крестьянин вошёл в дом и рассказал, что не просто так три дня пропадал, а сходил к одному старцу, который научил его искусству предсказаний.
— Не болтай зря, —отмахнулась жена. — Лучше в поле пошёл бы поработать.
— Напрасно ты мне не веришь, — говорит крестьянин. — К примеру, мне заранее стало известно, что ты сегодня пампушки будешь жарить, и я даже могу сказать, что сделала ты их ровно двадцать одну штуку.
Удивилась простодушная женщина, и решила, что муж её и впрямь сделался предсказателем. С почётом усадила его за стол, подала угощенье, а сама поспешила к соседям новость рассказать.
Со всей деревни сбежались люди к ним в дом, а крестьянин уже наелся, на кровать перебрался и на подушках возлежит.
Поклонился ему один из соседей и говорит:
— Скажи мне, почтенный, куда подевался мой осёл? Вечером убежал из дома, до сих пор найти не могу.
Испугался крестьянин, но вида не показал, и произнёс с важностью:
— Я должен с солнцем посоветоваться, оно мне подскажет ответ на твой вопрос. А ну-ка, жена, подай мне зонтик! А вы пока не ходите за мной...
Подала жена зонтик, и он прямо в полуденный зной вышел из дома. Долго ходил он по полям и лесам, безуспешно пытаясь разыскать осла, и решил, что того волки съели. Вернулся домой и объявил:
— Небесные светила мне поведали, что твоего осла больше нет, простись с ним навеки.
— Странно, — говорит сосед. — Ведь пока тебя не было, мой осёл домой вернулся, а я тебя жду, чтобы об этом сказать.
Ох, и смеялись односельчане над горе-предсказателем! Да он и сам понял, что обманом и хитростью не проживёшь, и стал прилежно на поле трудиться — на сладкие пампушки себе зарабатывать.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Схимонахиня Марфа Арзамасская (в миру Мария Протасьева) и её семья

Фото: Ivan Lemekhov / Pexels
Ростовский воевода, или как сказали бы сегодня — глава города, Пётр Григорьевич Протасьев, в 1766-м году овдовел. Супруга его, Екатерина Васильевна, скончалась, когда ей было чуть больше тридцати. На руках у воеводы осталась дочка, шестилетняя Машенька. Пётр Григорьевич души в ней не чаял. Однако понимал, что девочке необходим женский присмотр. И обрадовался, когда его мать — Машенькина бабушка — предложила разделить с ним заботу об осиротевшей внучке.
Маша проводила с бабушкой много времени. Вместе они ездили на богомолье по святым местам. И чем старше становилась Маша, тем сильнее стремилось её сердце к Богу. Пётр Григорьевич заметил, что дочь его стала подолгу молиться, закрывшись в своей комнате. Машенька строго постилась, старалась избегать светских развлечений — балов и приёмов. Однажды она доверительно сказала Петру Григорьевичу, что в будущем желала бы принять монашеский постриг. Любящего отца словно громом поразили эти слова. Он хотел в будущем выдать Машу замуж за родовитого и состоятельного человека. Ведь кому, как не отцу, виднее, что будет лучше для дочери? Так рассуждал Пётр Григорьевич, и поэтому запретил Маше даже думать о монастыре. Досталось и бабушке. «Ты своими разъездами по монастырям внушила ребёнку такие мысли!» — в сердцах выговаривал матери воевода.
Марии меж тем исполнилось 16 лет. Бабушка к этому времени скончалась, и Пётр Григорьевич решил, что дочери пора всерьёз задуматься о замужестве. Однажды он сказал Маше, чтобы она готовилась к большому балу. Воевода пригласил к себе знатных и богатых женихов губернии в надежде, что с кем-то из них Маша сможет найти семейное счастье. Мария понимала, для чего отец задумал этот праздник. И накануне назначенного дня решилась... на побег. Девушка написала записку, в которой сообщала, что не может идти против Божьего призвания посвятить себя служению Господу в каком-нибудь монастыре. Просила простить её и не разыскивать. Ночью, взяв свои небольшие сбережения, Мария ушла из дома.
Миновали сутки её странствий. Машенька шла по дороге, и вдруг за спиной услышала конский топот. Девушка обернулась — её нагонял отцовский экипаж! Коляска остановилась, оттуда выпрыгнул расстроенный слуга. И обратился к девушке со словами: «Марья Петровна, барышня, возвращайтесь скорее домой! Батюшка ваш от горя слёг!». Слуга рассказал: обнаружив наутро, что дочери нет дома, Пётр Григорьевич места себе не находил. А когда увидел и прочёл её записку, с рыданиями упал на диван в своём кабинете, и больше с него не вставал. Сердце Маши сжалось, она осознала, какие волнения доставила родным. Девушка села в экипаж и вскоре была дома. Отец встретил дочь со слезами и объятиями. Машенька тоже плакала, раскаиваясь в том, что своим побегом причинила отцу такую боль. В тот день Пётр Григорьевич благословил дочь на иноческое житие.
Вскоре Мария стала послушницей костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Обитель располагалась относительно недалеко от дома, и отец, которому нелегко было расстаться с любимой дочерью, часто навещал её. Когда же Пётр Григорьевич скончался, Марию перевели в Арзамасскую Алексеевскую женскую общину, устроенную старцем Феодором Санаксарским. Там 25-летняя Мария Петровна Протасьева приняла постриг в великую схиму с именем Марфа, и в 1785-м году была избрана настоятельницей обители. Всю жизнь Марфа Арзамасская благодарила отца за то, что он благословил её на монашеский путь. И молилась за своих родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен