Диаконом в Православной Церкви называется первая степень священства. Диакон – помощник епископа или священника в совершении богослужения. Самостоятельно служить диакон не может. Отличительным знаком богослужебного облачения диакона является широкая лента, орарь, которая закреплена на его левом плече. Во время произнесения молитвословий диакон поднимает передний конец ораря вверх правой рукой и осеняет себя крестным знамением. Диаконы могут быть женатыми или принадлежать к монашескому чину. Если у диакона есть супруга, то в Греции ее уважительно называют «кириа диаконисса», что по-русски значит «госпожа диаконисса».
В России обязанности диакона довольно скудны и подчас ограничиваются исключительно богослужебными. Стало принятым говорить, что диакон – украшение службы. Имеется ввиду, что продолжительное время в сане диакона служат только клирики с хорошим голосом. Остальные же диаконскую ступень проходят довольно быстро и становятся священниками. Несколько иначе дело обстоит в Элладской, то есть Греческой Православной Церкви.
Во-первых, здесь диакон не только украшение богослужения, но и тот, на кого возложены важные приходские обязанности. В Греции диаконы продолжают соблюдать древний христианский обычай и занимаются хозяйственной деятельностью, а также вопросами благотворительности и просвещения.
Если в России диакон, отслужив, чаще всего может спокойно идти домой, то в Греции от него требуется вести занятия в воскресной школе, навещать больных прихожан, следить за благоустройством храмовой территории. В общем – быть активным помощником священника-настоятеля.
Есть и еще одна особенность, которая отличает диаконское служение в Греции. Если вы придете в греческий храм на Литургию, главное православное богослужение, то почти со 100-процентной вероятностью увидите такую картину. Священник, причастив пару человек, отдает Чашу с Причастием диакону и тот сам причащает основную массу прихожан. В России этого увидеть невозможно, а в Греции диакону доверяется такая важная функция как причащение мирян.
В Греческой Церкви также считается, что если диакон может причащать людей в храме, то ему разрешено делать это и вне его стен. Имеется ввиду следующее. После совершения Литургии диакон берет Чашу с оставшимся Причастием и идет к тем людям, которые по различным уважительным причинам не смогли попасть на службу и причаститься. Так вот диакон причащает этих людей – кто-то выходит к калитке своего дома и причащается там, а кто-то из-за старости или болезни не может покинуть постели. В этом случае диакон причащает такого человека на дому.
Диаконов в Греции люди уважают ничуть не меньше священников, понимая сколько важных обязанностей для жизни Церкви они несут.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.