Живописец Михаил Васильевич Нестеров в мемуарах признавался, что безмерно благодарен отцу, который дал ему возможность идти в жизни по собственному пути. «Благодаря этому жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, и отец мой смог убедиться, что я не обманул его доверия», — писал художник. С нежностью вспоминал Нестеров и любимую мать, о которой говорил: «Никто и никогда так не слушал меня и не понимал, как она, такая чуткая, жившая всецело мной и во мне — моя матушка. Сколько было у нее веры в меня, в моё хорошее будущее».
Художник родился в Уфе, в купеческой семье. Его отец, Василий Иванович Нестеров, занимался галантерейной торговлей. Мать, Мария Михайловна, вела домашнее хозяйство. Будущий живописец появился на свет 31 мая 1862 года. Мальчик родился слабеньким и постоянно болел. Когда Мише исполнилось два года, с ним случился припадок. Дыхание остановилось. Родители решили, что ребёнок умер. Отец отправился хлопотать о погребении. Ожидая его возвращения, Мария Михайловна горячо молилась святителю Тихону Задонскому и преподобному Сергию Радонежскому, прося у них утешения в своём горе. Вдруг женщине показалось, что ребёнок пошевелил ручкой. Мария Михайловна перекрестилась и с надеждой подошла к кроватке. Миша открыл глазки, громко задышал и улыбнулся. Нестеровы благодарили Бога — они были уверены, что их сына спас Господь по молитвам Его святых угодников.
В своих мемуарах Михаил Васильевич Нестеров с теплом вспоминает первые детские ощущения. Мальчик любил играть в комнате у матери. Она проводила время за шитьём или вышиванием, а Миша сидел рядом на деревянной лошадке. Смотрел, как проворно снуёт иголка в руки матери, как теплится перед образами лампадка. «На душе становилось так славно, так покойно...», — писал художник впоследствии о детских впечатлениях.
Ребёнком он много времени проводил с матерью — отец частенько бывал в разъездах по торговым делам. Михаил Васильевич помнит, как ждал возвращения отца с ярмарки. Однажды Василий Иванович привёз сыну из Нижнего Новгорода целый ящик игрушек. Они были яркими, пахли свежей краской и клеем. С особенным теплом вспоминал живописец, как праздновали в его семье Пасху. Ночью все вместе шли в Церковь. А к обеду в домашней зале накрывали большой праздничный стол. Отец и мать, нарядно одетые, принимали гостей. За трапезой вели благочестивые беседы. «Приезжали священники, славили Христа», — вспоминал Михаил Васильевич.
В 1872 году Миша поступил в Уфимскую гимназию. Там впервые он почувствовал тягу к рисованию. Свою первую работу — рисунок средневекового замка — Михаил преподнёс в подарок отцу на День Ангела. Но со всей очевидностью дар художника проявился у Миши во время учёбы в Московском реальном училище. Туда определили его родители после окончания гимназии, чтобы мальчик получил техническое образование. Миша тосковал от разлуки с домом, скучал по отцу и матери. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, он стал рисовать. Через некоторое время все в училище знали о таланте Михаила. Кто-то из преподавателей написал в письме Василию Ивановичу о способностях его сына к рисованию. И однажды Мишу вызвали в приёмную директора. Юноша с удивлением увидел там отца. Василий Иванович приехал из Уфы, чтобы задать сыну один-единственный вопрос: «Желаешь ли ты быть художником?» Михаил не стал медлить с ответом. С разрешения родителей он ушёл из Реального училища и поступил в Московское училище живописи и ваяния. Так начался его путь в искусстве.
Став известным художником, Михаил Васильевич Нестеров часто навещал отца и мать. А в остальное время вёл с ними постоянную переписку. Сообщал обо всех подробностях своей жизни, прислушивался к советам. «Дорогие папа и мама! — писал Нестеров в одном из посланий домой. — Я перечитал ваше письмо несколько раз, и оно прояснило мою голову».
В 1890 году. Третьяков приобрёл у Нестерова его полотно «Видение отроку Варфоломею». Оно стало одной из жемчужин Третьяковской галереи. Там же, в Третьяковке, хранятся с любовью написанные Нестеровым портреты его дорогих отца и матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер