Живописец Михаил Васильевич Нестеров в мемуарах признавался, что безмерно благодарен отцу, который дал ему возможность идти в жизни по собственному пути. «Благодаря этому жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, и отец мой смог убедиться, что я не обманул его доверия», — писал художник. С нежностью вспоминал Нестеров и любимую мать, о которой говорил: «Никто и никогда так не слушал меня и не понимал, как она, такая чуткая, жившая всецело мной и во мне — моя матушка. Сколько было у нее веры в меня, в моё хорошее будущее».
Художник родился в Уфе, в купеческой семье. Его отец, Василий Иванович Нестеров, занимался галантерейной торговлей. Мать, Мария Михайловна, вела домашнее хозяйство. Будущий живописец появился на свет 31 мая 1862 года. Мальчик родился слабеньким и постоянно болел. Когда Мише исполнилось два года, с ним случился припадок. Дыхание остановилось. Родители решили, что ребёнок умер. Отец отправился хлопотать о погребении. Ожидая его возвращения, Мария Михайловна горячо молилась святителю Тихону Задонскому и преподобному Сергию Радонежскому, прося у них утешения в своём горе. Вдруг женщине показалось, что ребёнок пошевелил ручкой. Мария Михайловна перекрестилась и с надеждой подошла к кроватке. Миша открыл глазки, громко задышал и улыбнулся. Нестеровы благодарили Бога — они были уверены, что их сына спас Господь по молитвам Его святых угодников.
В своих мемуарах Михаил Васильевич Нестеров с теплом вспоминает первые детские ощущения. Мальчик любил играть в комнате у матери. Она проводила время за шитьём или вышиванием, а Миша сидел рядом на деревянной лошадке. Смотрел, как проворно снуёт иголка в руки матери, как теплится перед образами лампадка. «На душе становилось так славно, так покойно...», — писал художник впоследствии о детских впечатлениях.
Ребёнком он много времени проводил с матерью — отец частенько бывал в разъездах по торговым делам. Михаил Васильевич помнит, как ждал возвращения отца с ярмарки. Однажды Василий Иванович привёз сыну из Нижнего Новгорода целый ящик игрушек. Они были яркими, пахли свежей краской и клеем. С особенным теплом вспоминал живописец, как праздновали в его семье Пасху. Ночью все вместе шли в Церковь. А к обеду в домашней зале накрывали большой праздничный стол. Отец и мать, нарядно одетые, принимали гостей. За трапезой вели благочестивые беседы. «Приезжали священники, славили Христа», — вспоминал Михаил Васильевич.
В 1872 году Миша поступил в Уфимскую гимназию. Там впервые он почувствовал тягу к рисованию. Свою первую работу — рисунок средневекового замка — Михаил преподнёс в подарок отцу на День Ангела. Но со всей очевидностью дар художника проявился у Миши во время учёбы в Московском реальном училище. Туда определили его родители после окончания гимназии, чтобы мальчик получил техническое образование. Миша тосковал от разлуки с домом, скучал по отцу и матери. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, он стал рисовать. Через некоторое время все в училище знали о таланте Михаила. Кто-то из преподавателей написал в письме Василию Ивановичу о способностях его сына к рисованию. И однажды Мишу вызвали в приёмную директора. Юноша с удивлением увидел там отца. Василий Иванович приехал из Уфы, чтобы задать сыну один-единственный вопрос: «Желаешь ли ты быть художником?» Михаил не стал медлить с ответом. С разрешения родителей он ушёл из Реального училища и поступил в Московское училище живописи и ваяния. Так начался его путь в искусстве.
Став известным художником, Михаил Васильевич Нестеров часто навещал отца и мать. А в остальное время вёл с ними постоянную переписку. Сообщал обо всех подробностях своей жизни, прислушивался к советам. «Дорогие папа и мама! — писал Нестеров в одном из посланий домой. — Я перечитал ваше письмо несколько раз, и оно прояснило мою голову».
В 1890 году. Третьяков приобрёл у Нестерова его полотно «Видение отроку Варфоломею». Оно стало одной из жемчужин Третьяковской галереи. Там же, в Третьяковке, хранятся с любовью написанные Нестеровым портреты его дорогих отца и матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».