Недавно я в очередной раз наткнулся на фразу "не забудем, не простим". Люди часто не понимают, насколько эта фраза несовместима с христианской верой — поэтому поговорим об этом подробнее.
Есть две фундаментальные истины, которые открывает нам наша вера - кто есть Господь Иисус и что Он совершил.
Начнем со второй. Христос умер за наши грехи. Поэтому прощение не означает преуменьшения грехов и преступлений, которые были совершены другими людьми. Те, кто совершили зло, прокляты. А Благая Весть состоит в том, что Христос умер смертью проклятого, понеся на Себе проклятия осужденных грешников.
Проклятие, которое навлекает на себя грех и преступление, особенно пролитие человеческой крови, более чем реально. Распятие показывает именно это - Бог относится к греху и преступлению очень серьезно. Он не может просто списать их. Они должны быть искуплены. Без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22). И эта кровь - Пречистая Кровь Спасителя - пролита за всех проклятых и погибших злодеев и грешников.
Писание говорит, что Христос умер за все вообще грехи всех вообще людей - в том числе тех, кому вы клянетесь "не забывать и не прощать". Они все еще могут покаяться и попасть в рай - как и Вы еще можете покаяться и попасть в рай, если отречетесь от своей злобы, ненависти и непрощения. Не потому, что они (или я, или Вы) хорошие люди. А потому, что за них, за Вас, и за меня умер Христос.
Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, несомненно будут прощены и приняты Богом.
Теперь вспомним о том, кто такой Христос. Он есть Владыка мироздания. Он тут законная власть, которой должно повиноваться безоговорочно. Тот, кому каждый из нас даст ответ в день Суда.
Христианин - это тот, кто признает Иисуса Господом и намерен Ему повиноваться. И одно из самых безоговорочных требований в Евангелии - это требование прощать. Это, наверное, самое жесткое требование в Евангелии вообще. Оно включено в единственную молитву, которой Спаситель лично научил учеников - Отче Наш. Вы даже не можете молиться, если вы не прощаете.
Отвергать Его требование даже не на уровне слабости, а на уровне ясно заявляемой позиции, лозунга "не простим" - значит очень четко ставить себя вне христианской веры. Да, Евангелие штука неудобная. Но другого Евангелия у нас нет.
К тому же о своем непрощении заявляют, как правило, не люди, понесшие личное горе и страдание, а люди, прочитавшие об этом горе в интернете, и решившие не прощать от чужого имени. Какие-то проявления немощи, неведения, утраты самоконтроля для христианина возможны и увы, учитывая нашу падшую природу, неизбежны. А вот декларация - не буду повиноваться заповеди и все тут - нет. Такая декларация - а я не буду прощать и считаю это правильным - означает "я не считаю Иисуса Господом".
Повиноваться Господу — значит прощать.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»