
Татьяна Любомирская
Ах, как я ее боялась! Каждый раз, когда мне необходимо было зайти к ней в кабинет, сердце уходило в пятки, голос срывался, а лицо покрывалось пятнами. Наводящая такой страх и ужас Антонина Васильевна была администратором в организации, куда я устроилась работать, едва окончив университет. Боялись ее не только непосредственные подчиненные, но и всё начальство. А уж я — юная, робкая, неопытная — дрожала перед Антониной Васильевной как кролик перед удавом. Даже когда мне доводилось просто идти мимо и слышать, как она вопит на весь двор, отчитывая незадачливого рабочего, допустившего какую-нибудь оплошность, я мечтала слиться со стеной. Антонина Васильевна, казалось, умела разговаривать только криком. Ее речь изобиловала ругательствами. К тому же она имела обыкновение всегда отказывать в просьбах, торжествующе заявляя, что ни за что этого не сделает. Незадачливому просителю приходилось несколько раз обивать ее порог, прежде чем она милостиво соглашалась помочь.
Если мне доводилось пересекаться с Антониной Васильевной по рабочим вопросам, я шла в ее кабинет с содроганием сердца. Антонина Васильевна, чуя заведомо слабого противника, с удовольствием осыпала меня своей темпераментной лексикой. После такого разговора я выползала раздавленная и уничтоженная. Моя стрессоустойчивость была на нуле.
Понятное дело, что Антонина Васильевна не относилась к числу симпатичных мне людей, и я делала всё, чтобы переложить разговоры с ней на кого-нибудь другого — более опытного, более взрослого. Коллеги старались меня выручать, хотя никто не горел желанием лишний раз попасть под огонь нашего администратора.
Но вот однажды я допустила одну оплошность, исправление которой опять-таки требовало вмешательства Антонины Васильевны. Тут уж коллеги не могли помочь мне в переговорах. Я должна была идти сама и каяться в своей нерадивости. Собрав остатки мужества, я на дрожащих ногах отправилась в кабинет администратора.
«Глупо так бояться, — уговаривала я себя по пути. — Она же не робот, запрограммированный унижать людей. Она живой человек, со своими собственными страхами и слабостями. У нее тоже есть мечты, она тоже кого-то любит и хочет быть любимой. Бедная, каково ей чувствовать, что все стараются держаться от нее подальше? Как было бы здорово, если бы я перестала ее бояться и смогла полюбить!».
Да, вот что мне нужно — полюбить ее. Конечно, это громкое заявление, но можно хотя бы попытаться! Ведь обычно я хорошо лажу с людьми. Если мне не нравится Антонина Васильевна, нет ничего удивительного в том, что и я ей не нравлюсь. Но, наверно, это можно изменить.
Легко сказать! В тот день мои благие намерения ни к чему не привели, и я выслушала свой нагоняй. Но мысль полюбить Антонину Васильевну показалась мне правильной, и я постепенно стала воплощать ее в жизнь. Первым делом, руководствуясь Евангельским заветом, я начала поминать Антонину Васильевну в своих молитвах. К тому же, встречая нашего администратора в коридоре, я старалась улыбаться также искренне, как и всем своим друзьям. Мне действительно хотелось научиться радоваться встрече с Антониной Васильевной. Наверно, со стороны это могло походить на подхалимство, но я изо всех сил пыталась, чтобы мои приветствия шли от души, и просила Бога о том, чтобы Он изгнал страх и подарил хотя бы немного симпатии к этому человеку.
Однажды я осмелилась не просто поздороваться, а еще и спросить «как дела?». Антонина Васильевна вскинула брови, смерила меня подозрительным взглядом, а потом ответила неожиданно нормальным голосом, без малейших следов крика: «Прекрасно, спасибо!». И похвалила мое платье.
Господь выполнил мою просьбу на сто процентов. Спустя какое-то время мне уже не приходилось прилагать усилия, чтобы улыбаться. Дружелюбие по отношению к Антонине Васильевне стало абсолютно искренним. И к тому же взаимным. Она по-настоящему начала мне нравится, тем более что под личиной огнедышащего дракона пряталась очень милая женщина. Антонина Васильевна и правда была обычным человеком, со своими слабостями, но и с многочисленными привлекательными чертами. Оказывается, общаться с ней можно легко и приятно. Теперь, встретившись в коридоре, мы тепло обнимались и обязательно перекидывались парой слов. И эти встречи всегда были радостны.
Даже в самом грубом и, казалось, сделанном из стали человеке находится это мягкое, незащищенное ядро, испытывающее потребность в любви. И когда оно неожиданно прорывается наружу, начинаешь понимать, что все мы и в самом деле дети Бога. Кровные братья и сестры от одного отца, Господа, который есть любовь. Найти эту светящуюся, уязвимую сердцевину в другом человеке, согреть ее своим теплом и самому прикоснуться к ее лучам наверно и есть цель нашего взаимодействия друг с другом. Да, иногда приходится прилагать усилия, чтобы настойчиво искать в ком-то самое лучшее. Но не сдавайтесь. Любой человек достоин любви. А источником этой любви должны стать именно мы.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер