
Для молитв, обращённых к Богородице, христиане во все времена находили различные поэтические образы. Один из них известен из греческой рукописи седьмого века «О покаянии Феофила». Герой этой повести совершил сделку с дьяволом, чтобы получить высокое положение в обществе, а потом горько пожалел об этом. Он со слезами просил прощения у Христа и Его Пречистой Матери. Взывая к Царице Небесной, Феофил именовал Её Взысканием погибших. Раскаявшийся грешник верил, что даже тех, кто переступил порог душевной гибели, Небесная Заступница в силах вернуть к жизни в Боге.
В семнадцатом столетии епископ Димитрий Ростовский перевёл повесть «О покаянии Феофила» на русский язык. Вскоре после этого образ Богородицы, как надежды на спасение безнадежных, нашёл своё отражение в русской иконописи.
К началу девятнадцатого века в России распространились образы Божией Матери, объединённые названием «Взыскание погибших». Они возникли независимо друг от друга и отличались по иконографии. Одна из этих икон была написана в 1802 году для московского храма Рождества Христова. Он находился в районе Палаши — в переулках неподалёку от Тверской улицы.
Образ «Взыскание погибших» стал одной из главных святынь Рождественской церкви. Особенность этого изображения в том, что Богородица представлена на нём с открытыми волосами — так иконописец подчеркнул девство Царицы Небесной. Богомладенец нежно обнимает Мать за шею и с любовью глядит на Неё.
Во время войны 1812 года солдаты Наполеона разорили Рождественский храм в Палашах. Когда французы отступили, москвичи нашли икону «Взыскание погибших» на полу, разрубленной на три части. После реставрации святыня, разделившая страдание города, стала ещё более почитаемой.
В 1937 году безбожники снесли церковь Рождества Христова. Икону Богородицы православные перенесли в храм Воскресения словущего на Успенском Вражке. И сегодня верующие приходят туда, чтобы помолиться Пречистой Деве об исцелении от греховных страстей. Вслед за раскаявшимся грешником из древнего патерика они обращаются к Небесной Заступнице: «Спаси души наши, ведь Ты — Взыскание погибших!»
Все выпуски программы Небесная Заступница
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема