Могут ли мультфильмы быть полезными для ребёнка? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет культуролог Анастасия Абрамова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Мультфильмы такой легкий способ занять внимание ребенка, что одни ребенка злоупотребляют им, а другие боятся и всячески ограждают своих детей, хотя бы до определенного возраста. А как на самом деле, могут ли вообще мультфильмы быть ребенку полезны? Давайте спросим у культуролога Анастасии Абрамовой. Здравствуйте, Анастасия!
А.Абрамова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Я знаю, что Вы ведете курс, который так и называется «Смотрим мультфильмы» для родителей.
А.Абрамова
— Да, смотрим исключительно со взрослыми детские мультики.
С.Бакалеева
— Так, как Вы как специалист считаете, они могут быть полезными?
А.Абрамова
— Вы знаете, я думаю, что поскольку в культуре все очень неоднородное бывает, да, то есть бывают плохие мультики, такие, сделанные на потребу взрослого, например, развлечения, а бывают замечательные мультики, сделанные с большой долей художественного таланта их создателей и адресованные такие действительно полноценные создания и взрослым и детям, и маленьким детям, и бабушкам, и дедушкам. Вот, это то, что мы называем золотой фонд мультипликации. Вот такой золотой фонд надо искать везде, не только в мультипликации, ну собственно родители этим занимаются. И в литературе они этот золотой фонд собирают, ищут, и в театре, и в музыкальном искусстве, это наше такое родительское дело золотые фонды собирать и стараться их презентовать нашим детям.
С.Бакалеева
— Но, чтобы этот фонд собрать, нужно знать критерии вероятно по каким отбирать. Ну, скажем, например, эстетика, в которой нарисован… в которой, вернее, создан мультфильм. Все, наверное, помнят у Евгения Гришковца в каком-то из его произведений была такая реплика, когда он вспоминая свое детство говорит: «Вот ждешь-ждешь этот мультфильм, включаешь телевизор – кукольный…», - и вот это разочарование детское от того, что мультфильм оказался не нарисованный, а кукольный, действительно, да им больше нравится стилистика рисованная, а когда мы смотрим будучи взрослыми людьми кукольные мультфильмы, поражаешься, насколько они интересно сделаны, насколько с художественной точки зрения интересные произведения. А как быть в этом смысле, то есть, свои представления предлагать ребенку?
А.Абрамова
— Ну, я думаю, что в своих представлениях нужно, как Вы правильно сказали, ориентироваться на некоторые критерии, критерии качественного художественного произведения. Все-таки мультфильм – это тоже произведение художественного творчества, скажем в таком высоком смысле слова художественного. Критерии эти очень просты, во-первых, содержание, даже не эстетика, в какой исполнены мультипликационные образы, прорисованы, а все-таки содержание. О чем, к чему этот мультик зовет, каким он движениям души ребенка дает возможность проявиться, о чем переживать, о чем подумать? Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что когда речь идет о детках дошкольного возраста, у них еще рацио совсем не сформировано, думать, так серьезно задуматься дело возраста гораздо более позднего, вот, пожалуйста, вам тогда и критерии, если мы говорим о мультиках для маленьких, прежде всего, какие движения души должен будить мультик? Это сочувствие, сострадание, это желание бежать, спасать, нестись на помощь, это радостное упоение от того, что злодей наказан, что надежда никогда не умирает, даже последней, просто никогда, что в этом мире всегда есть те, на кого можно положиться, это психологи называют базовое доверие ребенка к миру. Наверное, это одна из проблем современной мультипликации, причем качественной хорошей мультипликации, вот иногда нарушение вот этого чутья, того, что нужно маленькому ребенку, часто хорошие маститые авторы, победители разных фестивалей, в содержание мультфильмов вкладывают взрослые смыслы, а мы взрослые на этот мир смотрим не так радостно и радужно, как дети. Мы печалимся гораздо больше, чем они, хотя они тоже печалятся иногда и мультик может их поддержать в этом плане, как и хорошая книжка, как и хорошее кино, дать им надежду, что ты не один такой, что выход всегда есть.
С.Бакалеева
— Ну в целом интонация все-таки должна быть радостной у мультфильма? Это полезнее, это здоровее?
А.Абрамова
— В целом интонация должна быть обнадеживающая, дающая надежду. Иногда веселая, иногда лирически грустная, но должен быть всегда выход. Так устроены русские сказки, например, вот этот алгоритм замечательно отработан в культуре, герой попадает иногда в самые страшные обстоятельства и тут вроде ничего радостного. Там пойди с Василисой Прекрасной за огнем к Бабе-Яге, пойди вон там на кольях эти черепа на тебя смотрят, всадники там всякие красный, черный, белый по пути встречаются, довольно страшно, тревожно, напряженно, но ребенок следуя за героем сказки, или мультфильма, фильма, литературного произведения, тут одни алгоритмы действуют, он должен пройти сквозь вот это тревожное напряженное, выйти победителем и с наградой. Также и в мультфильме.
С.Бакалеева
— То есть не нужно бояться сложностей?
А.Абрамова
— Герой должен быть сложным, но надо иметь в виду о каком возрасте мы говорим. То есть, если мы говорим о возрасте среднем дошкольном, а вообще мультфильмы рекомендуется, вот нижняя граница это где-то около трех лет, хотя понятно, что в практике уже в два года дети сидят перед экраном.
С.Бакалеева
— Вы считаете, что не стоит этого делать, правильно я понимаю?
А.Абрамова
— Я думаю, что тут нам психологи подсказывают, есть такая знаменитая книжка автора, исследовавшего влияние экрана, не только мультипликации, вообще экрана на маленьких детей, то есть речь идет о младшем дошкольном возрасте – это книжка с очень красноречивым названием «Застывший взгляд». Если мы хотим наблюдать у наших детей взгляд все-таки такой живой, любознательный, всматривающийся в жизнь, а не застывший, надо понимать, что время, которое проводит малыш перед экраном – 15 минут – это просто самый большой максимум –это возраст 2-3 года, а дальше, когда ребенок растет, то его возможности расширяются – и время может быть больше и содержание сложнее.
С.Бакалеева
— То есть, полнометражный мультфильм в каком возрасте допустимо ребенку показать, как Вам кажется?
А.Абрамова
— Не знаю, что бы сказали тут психологи, существуют некие такие усредненные стандарты, что такое полнометражный мультфильм – это час, а то и больше перед экраном. Да, если это качественное хорошее произведение, не типа… можно и Том и Джерри сидеть и час и два вдруг зависать смотреть, или какой-нибудь «Ледниковый период» 2, 3 и так далее, я думаю, что это в любом возрасте, ну в общем как-то не очень полезно, столько времени своей жизни отдавать не качественному продукту.
С.Бакалеева
— У нас принято доверять советским мультфильмам, родители может быть просто, может быть отчасти это проще, отчасти впечатления детские подталкивают их к этому, считают, что советские мультфильмы, они сами по себе априори безопасны, это действительно так? Все ли советские мультфильмы качественные и можно ли так за глаза, зная, что это мультфильм студии Союзмультфильм, безопасно вручить ребенку, или посадить перед экраном?
А.Абрамова
— Ну, в общем, с большой степенью допущения можно сказать, что да, потому что все-таки существовали очень строгие критерии, очень чутье такое детской души, чтобы она входила в мир не поврежденной от соприкосновения со взрослым миром, во всяком случае, который на экране специально для ребенка взрослыми людьми создается аниматорами мультипликаторами. Вот интересно, что 2012 год, мы празднуем сто лет анимации отечественной российской, отсчитывая от первого мультфильма, созданного в 1912 году, условно первого, Владислава Старевича, который называется «Прекрасная Люканида», это кукольный мультфильм. Его совсем нельзя назвать детским, он совершенно взрослый, там сюжет адюльтер, но из этого начала мультипликации выросло удивительное совершенно направление, четко ориентированное на ребенка, на бережное, такое вот взращивание человека. Потому что самое рискованное, что сегодня предлагает наша культура и мультипликация в частности, и кино, и литература, и журналы, и СМИ, это вот навязывание ребенку соблазнов, искушений взрослого мира. Традиционная культура, традиция и хорошая детская литература, мультипликация, кинематограф, они наоборот препятствовали этому, помогая ребенку взрослеть в соответствии с возрастом, обретая систему нравственных координат в жизни для того, чтобы потом эти взрослые соблазны в определенную положить коробочку, которую в общем, приличные люди, уважающие человеческое достоинство свое, эту коробочку даже и не достают, не открывают, как ящик Пандоры. В 2012 году летом прошел в Суздале фестиваль в честь столетия российской анимации и вот они обсуждали, ведущие, просто ярчайшие представители отечественной мультипликации, что же войдет в золотую сотню наших мультиков. И вот, несмотря на то, что сто лет прошло, и мы живем уже в XXI веке, а Вы спрашиваете о советской мультипликации, ее качестве, удивительно что, что в эту золотую сотню, во всяком случае в первую десятку попали мультфильмы не созданные в XXI веке, это практически все мультфильмы советского периода. На первом месте «Жил был пес», и дальше в эту десятку входят естественно несколько мультфильмов Норштейна, «Ежик в тумане», несколько мультфильмов Петрова – «Корова», «Старик и море», «Карлсон», «Каникулы Бонифация», в общем все то, что было бережно и с большой любовью взрослыми создано для детей, для их радости и их взросления.
С.Бакалеева
— А что-то из современного то вошло, вообще в классический этот список?
А.Абрамова
— В золотую сотню, там несколько мультфильмов вошли, но вот в последнее время, мы с вами, наверное, очень радовались успехам замечательного нашего мультипликатора Петрова, его работе «Старик и море», это большой полнометражный прекрасно рисованный мультфильм по произведению Хемингуэя, он адресован все-таки тем, кто постарше и даже, в общем, взрослым, это полноценное художественное произведение. У него же есть замечательные еще несколько работ «Первая любовь» - это подростковые такие тексты мультипликации, культуры.
С.Бакалеева
— Как раз мы говорили об эстетике создания мультфильма, это совсем другая эстетика, правда? Нашему маленькому зрителю может быть даже непривычно, ведь, насколько я помню, он красками по стеклу создает свои мультфильмы.
А.Абрамова
— Понимаете в чем дело, эта эстетика, это рука мастера, вот эстетику определяет рука мастера. Для того, чтобы создать клип и цепочку кадров из таких клипообразных, клиповидных кадров героев, для этого рука мастера не нужна и годы работы и учебы.
С.Бакалеева
— Согласна, я хотела спросить, нужно ли приучать наших детей к такой эстетике?
А.Абрамова
— Они с удовольствием смотрят, обратите внимание, например, старые мультфильмы, которые рисовались огромной командой мультипликаторов долго, тщательно, без всяких компьютеров, такие, как «Аленький цветочек», например, помните такой замечательный рисованный мультфильм и на всю жизнь эти герои, они прекрасны и внутренне и внешне.
С.Бакалеева
— То есть, то, что хорошо, ребенок и так поймет, что это хорошо, для этого не нужно специально усилий прилагать никаких?
А.Абрамова
— Да, потому что дело не только в том, как нарисовано, дело в том, чем это согрето, вот все-таки талантом автора. Я думаю, что родителям тут нужно ориентироваться на имена, на имена знать имена Петрова, Норштейна, появляются новые сейчас мультипликаторы молодого поколения, например, смотрите, как замечательно талантливо сделан проект с колыбельными.
С.Бакалеева
— «Колыбельные мира», Вы имеете в виду?
А.Абрамова
— «Колыбельные мира», да, удивительно тонко, бережно, «Гора самоцветов», да, вот это лучшее, наверное, что появилось за последнее время в нашем кинематографе.
С.Бакалеева
— Как Вы считаете, Анастасия, стоит ли покупать мультипликационных героев и поощрять игры по мотивам мультфильмов?
А.Абрамова
— Думаю, что это неизбежно, когда ребенок чем-то увлечен, тогда предмет его увлечений не ограничивается, скажем, ну книжкой, из которого он это увлечение черпает. Читаем сказку с ребенком и сказочные персонажи вываливаются просто из книжки, мультипликационные персонажи из экрана. Почему это происходит? Потому что ребенку свойственно себя с героем отождествлять, это важно для его личностного развития.
С.Бакалеева
— То есть, это не плохо?
А.Абрамова
— Это очень хорошо, прочитали хорошую сказку, боролись со змеем вместе с Никитой Кожемякой, бросили мамин красный платок, у ребенка будет плащ, дали ему половник – будет меч, сбрую на табуретку набросили, уже скачем. Так же и с мультипликационными героями, вопрос все-таки, каков герой, вот на что нужно обращать внимание родителям.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, с нами была Анастасия Абрамова и мы с ней говорили о мультфильмах. Оказывается, мультфильм – это художественное произведение, не нужно об этом забывать, не нужно их бояться, а стоит создавать свой семейный золотой фонд мультфильмов. Всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.