
Екатерина Каштанова
Недавно со мной произошла не очень приятная, но показательная история. Накануне мы с подругой размышляли о том, что Господь часто попускает, казалось бы, несуразные ситуации, а потом они оказываются весьма поучительными для нас. Вот такой жизненный зачёт мне и предстояло сдать.
В тот вечер я помогала в чайной при храме. Под конец рабочего дня зашёл слегка помятый мужчина. От вечернего гостя доносился запах алкологя, что было не типично для посетителей храмовой трапезной. Он подошел ко мне и заговорил:
— А можно мне просто воды? Я не знаю как добраться до конца оранжевой ветки. Уснул и у меня украли деньги.
Я налила стакан воды. Но не сообразила предложить ему выпечки.
Потом подсказала, где можно поближе остановиться на ночлег. Не задумавшись о том, что этому человеку нужно как-то добраться до места ночлега. Ведь денег у него нет.
А мужчина выпил воду и вдруг спросил меня:
— Девушка, а как вы думаете, Бог помогает?
— Конечно,— ответила я, как и подобает сотруднице храма.
— А мне кажется это случайности, — возразил этот человек, и заплакал. — Вы такая добрая, — сказал растроганный гость. Поблагодарил меня то ли за воду, а то ли за этот краткий, но важный для него диалог, и ушёл.
Я закрыла смену, пошла домой. В переходе метро стоял мой вечерний посетитель. Не уделив ему больше внимания, я прошла мимо, к поездам, и только потом вспомнила:
— У него же нет денег на проезд! Надо вернуться и помочь — вспыхнуло внутри.
Но моя электричка уже отправлялась. Возвращаться не стала и попросила охранника станции передать купюру для проезда мужчине из перехода.
— Нам не положено оставлять пост, — было ответом работника службы порядка.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, когда мы проезжали мимо входа в метро, где остался этот бедный человек.
У меня внутри все кричало и рыдало от ссадин на душе, что духовно пала. Знала, что написано в Евангелие о таких просьбах находящихся в нужде людей, как должна поступить христианка. Я почему-то так не поступила.
Это был посланный Богом человек, который хотел поверить, что Господь рядом с каждым, и помогает через людей. А я и сама не сдала этот духовный экзамен, и самое страшное — Бога подвела. А Он в нас верит больше, чем мы в Него. И такие проверки порой проходит каждый христианин. И не выдержав, потом вспоминает свое несовершенство как нижнюю точку на холмистом духовном пути.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер