В церковнославянской Библии можно найти несколько упоминаний о таком животном, как "крава". О "краве" говорится в случае со сном Фараона, который разгадал праотец Иосиф. О "краве" рассказывается как о жертвенном животном для богослужения в храме Соломона. Разгадать тайну этого животного предстоит сегодня нам.
Таинственность церковнославянского слова «крава» и библейского животного, которое оно обозначает, на самом деле, сильно преувеличена. Ведь «крава» есть ничто иное как корова! Да-да, библейская «крава» - это привычная нам корова. Церковнославянское слово «крава» образовано от старославянского «крова». То, в свою очередь, скорее всего произошло от древнеиндийского глагола «кравати», который означает «пережевывать». «Крава» сохранилась в неизменном виде в болгарском, хорватском, словацком языках. По версии словаря Макса Фасмера имеется также этимологическая связь между «кравой» и латинским существительным cervus («цервус») – «олень». На страницах Библии крава-корова упоминается неоднократно. В пророчестве Исайи говорится, что при наступлении Царства Божия корова будет безбоязненно пастись рядом с медведицей. Так пророк описывает состояние абсолютного умиротворения, которое человек способен получить, находясь рядом с Богом. В книге Бытия описывается, как святой Иосиф разгадал сон фараона, которому ночью привиделись сначала семь тучных коров, а потом семь тощих, которые поглотили семь первых своих сородичей. Иосиф указал фараону на то, что сначала будет семь урожайных лет, а затем семь голодных, и к ним необходимо подготовиться.
Итак, запомним, что церковнославянское слово "крава" переводится на русский язык как "корова".
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 220 зач., II, 4-10
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Дети любят задавать вопрос: для чего существуют животные, растения, а потом, уже в подростковом возрасте, не столько другим, сколько самим себе задают вопрос: для чего существует человек? Или даже так, для чего существую я? Христианский ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 2-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В своё время, когда я преподавал культурологию в одном светском университете, случилось мне как-то говорить со студентами о проблеме смысла жизни. Передо мной сидел целый поток - сотни полторы третьекурсников. При этом на задних партах, как это обычно бывает, сидели те, кому лекция была неинтересна, и они пробовали заниматься своими делами. Конечно, можно было бы не обратить на них внимания и, вероятно, в другой раз я бы так и сделал, но в тот момент их поведение показалось мне вызывающим, и я решил задать им прямой вопрос по обсуждаемой теме: «Поднимите руку, кто к третьему курсу уже задумывался о смысле жизни?» Большая часть сидящих руку подняли, но процентов 15-20 ответили на тот же вопрос отрицательно, чем совершенно меня обескуражили, и я решил задеть их за живое. Я сказал: «Те, кто не задумывался о смысле жизни, – свободны. Если вы к 20 годам не думали, для чего живёте, нам не о чем с вами разговаривать. Идите болтайте и развлекайтесь в другом месте». Кто-то вышел, кто-то оказался этим задет и остался, чтобы послушать, о чём будет речь… Убеждён, что в итоге жизнь всё равно поставила перед ними вопрос о смысле, и они каждый по-своему были вынуждены на него ответить.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни начинается с уверенности в том, что мы не случайны. Апостол прямо пишет о Боге, который относится к миру с великой любовью. Это значит, что мы можем задумываться о смысле жизни и искать ответы на этот вопрос в книгах, в самих себе, но без Бога окончательных ответов не получим. В этом кроется суть многочисленных святоотеческих высказываний о том, что подлинное успокоение душа человеческая обретает только во встрече с Творцом.
Продолжается христианский ответ пониманием того, что Бог, сотворивший нас сообразными Себе, ожидает, что мы будем действовать в мире так же, как Он. И если Бог благ – главным содержанием нашей жизни должны быть добрые дела, которые выражают наше созвучие с Ним. Причём добрые в самом широком смысле слова – добрым может быть обучение, доброй может быть работа, направленная на благо других людей. Добрыми могут быть отношения. Даже самые короткие – с рядом стоящим в транспорте человеком, с продавцом в магазине. Мы не придаём значения подобным вещам, а ведь они наполнены содержанием, из которого в итоге и складывается наша жизнь. От нас зависят не только наши достижения и наша репутация, но и атмосфера, в которую попадают люди, пересекающиеся с нами по жизни. И эта атмосфера должна быть доброй. Наконец, последнее, что важно в христианском ответе на вопрос о смысле жизни. Понимание того, что самостоятельно исполнить поставленной задачи мы не можем. Бог предназначил нам исполнять добрые дела, но зная о нашей немощи, Он, по словам апостола Павла, спасает нас не по заслугам, а по благодати. Бог приходит, чтобы помочь нам на этом пути. Он ведёт себя как истинный отец, и нам стоит осознать себя Его детьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Спасибо. Ольга Цой
С самых ранних лет нас учат быть вежливыми и благодарить, говорить «спасибо» — за подарок, вкусную конфету, интересное занятие. Уже двух-трехлетний малыш прочно имеет в своем небольшом лексиконе такое понятное «спасибо». Это слово становится нашей повседневностью, обыденностью. Вырастая, мы иногда, увы, его сокращаем или коверкаем: «пасиб», «спасибки», «спс». А потом с удивлением узнаем, что на самом деле там есть что-то про Бога. «Спасибо» дословно «спаси Бог». То есть выражая благодарность кому-то и говоря ему «спасибо», мы желаем этому человеку спасения.
Нас порадовали чем-то хорошим — мы поблагодарили. Получается, спасения мы желаем тому, кто сделал нам приятное. Меня как-то поразил рассказ одного священника. Он в детстве, мальчиком, баловался в храме, и кто-то сделал ему замечание. Мама будущего батюшки поблагодарила эту строгую прихожанку: «Спасибо, что воспитываете моего сына». «Наверное, ей было непросто так отнестись к ситуации. Но она честно и спокойно поблагодарила незнакомого человека за замечание», — рассказал батюшка.
Это очень трудно, согласитесь. Тебе сделали замечание, покритиковали, негативно отозвались о твоей работе, а ты вместо того, чтобы обидеться, искренне говоришь «спасибо». Такое смирение — маленький шаг ко спасению. Бабушка помогла поупражняться в смирении — приблизиться ко спасению мальчику и его маме. И в ответ услышала пожелание спасения в ответ.
Думаю, мы спасаемся не только тогда, когда слышим «спасибо», но и когда говорим «спасибо» другому, тем более если это так сложно сделать искренне.
В православной среде есть традиция произносить слова благодарности полностью — «Спаси, Господи». В ответ на это пожелание можно услышать — «Во Славу Божию». В данном контексте мне очень понравилось, как интересно закольцовывается круг спасения людей: тебе сделали доброе дело, ты поблагодарил и помолился тем самым о спасении этого человека. А он, в свою очередь, засвидетельствовал, что содеянное или сказанное им имело целью прославление Бога. Ну вот как после этого не будешь максимально бережно относиться к произнесению «спасибо»? Сколько в нем спрятано смысла, красоты, духовности.
«Спаси Бог». Цель нашей жизни — спасение. И Господь все делает для спасения Своего любимого творения. Простым каждодневным «спасибо», таким привычным, мы испрашиваем у Него спасения друг для друга.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Сокровища. Ольга Кутанина
Много ли у меня есть сокровищ? Того, что дорого, того, с чем трудно расстаться? И что вообще такое сокровище для меня? Эти вопросы крутились в моей голове, и я стала вспоминать.
Я вспомнила, как в детстве любила делиться. Например, дала мне мама с собой в школу бутерброд. На большой перемене уже хочется есть! Подруга забыла дома свой завтрак. С какой готовностью я отламывала половину бутерброда для неё, и мы весело ели его, сидя на подоконнике в коридоре. Сколько же радости доставляло мне то, что она так довольна и уже не голодна!
Делились мы наклейками, игрушками, да мало ли ещё чем! Это было счастьем и для того, кто отдавал, и для того, кто брал. Такой обмен положительными эмоциями.
Когда я выросла, мне стало труднее делиться. Что такое наклейки? Или игрушки? Мелочь, конечно. А вот дорогое платье, которое стало мало — кому его? Кто достоин быть его новым владельцем? Так потихонечку черствеет душа, в детстве открытая для всего доброго и прекрасного.
А ведь чем больше имеешь, тем труднее с этим расстаться. Иногда последнюю рубашку легче отдать, нежели пятую или десятую. Пока она одна, острее чувствуешь нужду другого. А когда рубашек много, то тут уж каждая для своего случая нужна, незаменима и просто необходима в гардеробе!
Есть одна интересная закономерность: чтобы освободить место в доме, достаточно отдать что-то лишнее. Но вот освободится ли от этого место в душе? Избавлюсь ли я от привязанности к вещам?
Думаю, что нет. Для души важно уметь отдавать не то, что не нужно, а то, с чем трудно расстаться, то, что по-настоящему дорого. Только тогда расчищается место в душе для чего-то нового и хорошего.
Сегодня это одна вещь, завтра — небольшой пакетик, а спустя время, глядишь, уже и необходимым не жаль поделиться. Так потихонечку ширится сердце, учится больше вмещать в себя.
Мне очень нравятся слова Иоанна Златоуста: «Подлинно твоё только то, что ты отдал другим». Действительно, сокровища земные с собой не унесёшь, потому и собирать сокровища надо на Небесах, отдавая, отдавая и отдавая.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение