
Дочь нижегородского священника, протоиерея Виктора Лаврского, Александра, росла единственной девочкой в многодетной семье. Наверное, поэтому она старалась ни в чём не отставать от четверых братьев. И книги девочка читала те же, что и мальчишки: часами просиживала за романами Жюля Верна и Даниеля Дефо. Сашу восхищали сильные характеры героев: путешественников и первооткрывателей. Она заслушивалась рассказами старой няни, крестьянки Авдотьи, о том, как женщина пешком ходила на богомолье в Киев — с котомкой за плечами, ночуя под открытым небом. Девочка мечтала, что когда-нибудь и сама станет путешественницей, отправится в далёкие края. И будет приносить пользу науке и людям. Детская мечта сбылась — Александра Лаврская, в замужестве — Потанина, стала выдающимся этнографом, исследовательницей отдалённых районов Центральной Азии, и первой женщиной, принятой в члены Русского Географического общества.
Всё началось в 1872-м году. 29-летняя Александра приехала в Вологодскую губернию навестить брата, который жил в городе Никольске. Брат познакомил её с другом, Григорием Потаниным. Оказалось, что молодой человек серьёзно увлекался географией и этнографией. Особенно привлекала его Азия. Он бывал в экспедициях — ездил в казахские степи, к озеру Зайсан и Тарбагатайскому хребту. Александра с горящими глазами слушала рассказы нового знакомого. Когда уехала домой, они с Григорием начали переписываться. А в 1874-м Александра Лаврская стала Потаниной — молодые люди обвенчались. Тогда же Григория приняли в Русское Географическое общество и назначили руководителем экспедиции в Северо-Западную Монголию. Лучшего свадебного подарка Александра не могла и представить! Ведь вместе с мужем отправилась в экспедицию и она.
Всего в её жизни будет четыре научных экспедиции на Восток. Опасных, тяжёлых, долгих, полных неизвестности. Алтай, Монголия, Восточный Тибет, Северный Китай. Александра Викторовна вела там обширную исследовательскую работу. Занималась зарисовками животных, составлением гербариев, сбором окаменелостей, метеорологическими исследованиями. А главное — описывала уклад жизни местных народов и их традиции, собирала легенды, сказки и предания тувинцев, казахов и монголов. Это была уникальная работа. Ведь местные далеко не всегда проявляли дружелюбие. Однако доброта и радушие Александры Викторовны вызывали у них доверие. Местные жители охотно общались с Александрой Викторовной, приглашали женщину в свои дома. Потанина не только вела наблюдения, но и помогала жителям горных деревушек — например, её часто звали, когда требовалась медицинская помощь.
Знаменитый исследователь Центральной Азии, академик Владимир Обручев, писал о Потаниной: «На равных условиях с мужчинами она качалась целый день на верблюде или лошади. Ночевала в палатке или юрте, согревалась у огонька, довольствовалась скудной походной пищей, спала на земле». Кажется — редкая женщина смогла бы вынести такие трудности. Но Потанину поддерживала любовь к супругу. И — вера. В экспедициях она не расставалась с Евангелием, читала его всякий раз, как только выпадала свободная минута.
Из каждой экспедиции Александра Викторовна привозила ценнейший исследовательский материал. Она бывала там, где до неё не ступала нога русского человека. При жизни Потанина издала более десятка этнографических работ, которыми зачитывались даже далёкие от науки люди: «Монголия и монголы», «Из путешествий по Восточной Сибири, Тибету и Китаю». За очерк «Рассказы о бурятах» она получила Большую золотую медаль Русского географического общества.
Во время 4-й поездки на Восток, в маленьком, затерянном в горах тибетском посёлке, Потаниной неожиданно стало плохо. Случился инфаркт. Довезти путешественницу до ближайшего госпиталя не успели — 19 сентября 1893 года Александра Потанина скончалась. Последний приют исследовательница нашла в бурятском городе Кяхта. В память о ней назван горный ледник в Монголии — «Александрин», по имени путешественницы. А один из кратеров на планете Венера носит её фамилию.
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема