
Дочь нижегородского священника, протоиерея Виктора Лаврского, Александра, росла единственной девочкой в многодетной семье. Наверное, поэтому она старалась ни в чём не отставать от четверых братьев. И книги девочка читала те же, что и мальчишки: часами просиживала за романами Жюля Верна и Даниеля Дефо. Сашу восхищали сильные характеры героев: путешественников и первооткрывателей. Она заслушивалась рассказами старой няни, крестьянки Авдотьи, о том, как женщина пешком ходила на богомолье в Киев — с котомкой за плечами, ночуя под открытым небом. Девочка мечтала, что когда-нибудь и сама станет путешественницей, отправится в далёкие края. И будет приносить пользу науке и людям. Детская мечта сбылась — Александра Лаврская, в замужестве — Потанина, стала выдающимся этнографом, исследовательницей отдалённых районов Центральной Азии, и первой женщиной, принятой в члены Русского Географического общества.
Всё началось в 1872-м году. 29-летняя Александра приехала в Вологодскую губернию навестить брата, который жил в городе Никольске. Брат познакомил её с другом, Григорием Потаниным. Оказалось, что молодой человек серьёзно увлекался географией и этнографией. Особенно привлекала его Азия. Он бывал в экспедициях — ездил в казахские степи, к озеру Зайсан и Тарбагатайскому хребту. Александра с горящими глазами слушала рассказы нового знакомого. Когда уехала домой, они с Григорием начали переписываться. А в 1874-м Александра Лаврская стала Потаниной — молодые люди обвенчались. Тогда же Григория приняли в Русское Географическое общество и назначили руководителем экспедиции в Северо-Западную Монголию. Лучшего свадебного подарка Александра не могла и представить! Ведь вместе с мужем отправилась в экспедицию и она.
Всего в её жизни будет четыре научных экспедиции на Восток. Опасных, тяжёлых, долгих, полных неизвестности. Алтай, Монголия, Восточный Тибет, Северный Китай. Александра Викторовна вела там обширную исследовательскую работу. Занималась зарисовками животных, составлением гербариев, сбором окаменелостей, метеорологическими исследованиями. А главное — описывала уклад жизни местных народов и их традиции, собирала легенды, сказки и предания тувинцев, казахов и монголов. Это была уникальная работа. Ведь местные далеко не всегда проявляли дружелюбие. Однако доброта и радушие Александры Викторовны вызывали у них доверие. Местные жители охотно общались с Александрой Викторовной, приглашали женщину в свои дома. Потанина не только вела наблюдения, но и помогала жителям горных деревушек — например, её часто звали, когда требовалась медицинская помощь.
Знаменитый исследователь Центральной Азии, академик Владимир Обручев, писал о Потаниной: «На равных условиях с мужчинами она качалась целый день на верблюде или лошади. Ночевала в палатке или юрте, согревалась у огонька, довольствовалась скудной походной пищей, спала на земле». Кажется — редкая женщина смогла бы вынести такие трудности. Но Потанину поддерживала любовь к супругу. И — вера. В экспедициях она не расставалась с Евангелием, читала его всякий раз, как только выпадала свободная минута.
Из каждой экспедиции Александра Викторовна привозила ценнейший исследовательский материал. Она бывала там, где до неё не ступала нога русского человека. При жизни Потанина издала более десятка этнографических работ, которыми зачитывались даже далёкие от науки люди: «Монголия и монголы», «Из путешествий по Восточной Сибири, Тибету и Китаю». За очерк «Рассказы о бурятах» она получила Большую золотую медаль Русского географического общества.
Во время 4-й поездки на Восток, в маленьком, затерянном в горах тибетском посёлке, Потаниной неожиданно стало плохо. Случился инфаркт. Довезти путешественницу до ближайшего госпиталя не успели — 19 сентября 1893 года Александра Потанина скончалась. Последний приют исследовательница нашла в бурятском городе Кяхта. В память о ней назван горный ледник в Монголии — «Александрин», по имени путешественницы. А один из кратеров на планете Венера носит её фамилию.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.