«Я сегодняшняя - точно такая же, как та маленькая девочка с белёсыми льняными локонами», - уверяла на склоне лет всемирно известная сочинительница детективов Агата Кристи. Про писателя Грэма Грина говорили, что в свои восемьдесят он напоминал осанистого юношу, загримированного под старика. А Корней Чуковский писал: «Никогда я не думал, что так радостно быть стариком!» Такова ли старость, как большинство из нас привыкло о ней думать? А, может быть, и вовсе – НЕ думать: мол, это случится, но когда-то потом, ещё не скоро… Игуменья Феофила (Лепешинская) – настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Калужской области и талантливая писательница, посвятила теме человеческого старения целую книгу под названием «Рифмуется с радостью».
Нет, о старости мы конечно думаем… Но как-то всё больше в материальном контексте – «скопить на старость», «обеспечить спокойную старость». А вот поразмышлять, перефразируя известного поэта, над тем, что если старость существует, - значит, это кому-нибудь нужно, – получается увы, нечасто. Автор книги взяла на себя смелость предпринять за многих из нас такую попытку, и утверждает: старость нужна… нам самим!
Игумения Феофила (Лепешинская) предлагает читателю посмотреть на старость не только как на увядание, но и как на один из самых глубоких периодов жизни, который, действительно «Рифмуется с радостью» - время покоя и созерцания, когда можно пристальнее вглядеться в мир вокруг, а главное, вглубь самого себя. Старость – это шанс. Шанс переосмыслить жизнь и провести «работу над ошибками». Ведь душа не стареет, и если Господь даёт нам возможность дожить до этих лет, значит, Он ждёт от нас того, о чём в суетливом беге молодости мы часто забываем: веры, молитвы, покаяния, - уверена писательница.
Изменить привычный взгляд на старость позволяют и многочисленные примеры из мировой культуры. Автор отсылает читателя то к стихам Шекспира, то к сюжетам мирового кинематографа, то к научным исследованиям. Обилие цитат и выдержек просто поражает, и, конечно, красноречиво свидетельствует об интеллектуальном багаже писательницы. При этом пишет она просто и доверительно, не поучая и не проповедуя, а побуждая читателя вести умственную работу, анализировать факты, и вникать в суть вещей.
В одном, по крайней мере, после прочтения книги игуменьи Феофилы (Лепешинской), сомнений не возникает: старости не стоит бояться. К ней просто надо спокойно готовиться, помня о том, что она «Рифмуется с радостью».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема