Село Переволоки стоит на границе Самарской Луки. Природа преподнесла его жителям царский подарок – там, где Волга делает гигантскую двухсоткилометровую петлю, огибая Жигулевские горы, есть перешеек, позволяющий сократить этот путь почти в сто раз. Нужно лишь каких-то два с половиной километра перенести суда по земле – и ты окажешься на берегу маленькой речки Усы́, которая впадает в Волгу как раз у основания той самой петли. Вот жители поселка на протяжении веков и переволакивали по суше корабли и баржи – благо, купцы щедро платили за такую экономию времени.
Пережидая эту волокиту, торговые люди обычно шли в церковь Покрова Богородицы – помолиться о благополучном завершении дел. Храм в Переволоках построили в самом начале восемнадцатого века. Купцы – народ верующий. Всякий из них, кто заглядывал сюда поставить свечку, непременно опускал в церковную кружку круглую сумму. Благодаря постоянному потоку щедрых пожертвований Покровская церковь славилась на всю Самарскую Луку своим богатым убранствам.
Жаль, мы не можем сейчас полюбоваться ни внутренним благолепием этого храма, ни его архитектурными достоинствами. От него остались только четыре стены, без крыши. Хотя даже по этим остаткам можно понять, насколько это было добротное, выстроенное на совесть здание. В кладке можно увидеть кирпичи с фирменными клеймами, а на окнах – кованые решетки.
Покровский храм был разрушен в 1936 году. Для этого из Самары в Переволоки прибыл специальный отряд, который нельзя назвать иначе как карательным. Безбожники пошли на немыслимое преступление. Жители посмели возражать против уничтожения церкви, и тогда их согнали внутрь церковного здания и открыли по ним беспорядочную стрельбу. Кто-то сразу был убит, кто-то ранен. Каратели охраняли храм много дней, не давая никому выйти, до тех пор, пока внутри не осталось живых. Сегодня рядом с церковью можно увидеть два креста. Считается, что один из них – высокий, деревянный, стоит на братской могиле мучеников, умерших за веру.
Сразу после этого трагического события под горой, у самого берега реки забил родник – местные жители назвали его «Слезы Богородицы». Он служил сельчанам утешением все те годы, пока в Переволоках не было храма. Сейчас здесь построили новую церковь – небольшую, скромную, но очень уютную. Она, как и старинный храм, названа в честь праздника Покрова Божией Матери. Не оставлен без присмотра и источник – его освятили и благоустроили.
Берег Волги в окрестностях села Переволоки крутой и обрывистый. Ступать по самому краю следует осторожно – с тех пор, как построили водохранилище, здесь нередки оползни. Но нет худа без добра – деревья-топляки, сползшие в воду вместе с почвой, как известно, любят речные хищники. Местные рыбаки говорят, что щуку здесь можно поймать – вот такую! И разводят при этом руки в стороны.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница