Город Дедюхин – это город, который вы никогда не увидите. Ну, если только не занимаетесь дайвингом или не любите рассматривать архивные фотографии. Также дело обстоит и с церковью Во имя Всех Святых, существовавшей когда-то в этом городе.
C самого начала с Дедюхиным связаны разные странности. По указу императрицы Екатерины Второй в 1781 году образовалось Пермское наместничество. Его центром был утвержден Егошихинский завод, получивший статус губернского города и новое имя – Пермь. Примерно в это же время в том же самом Соликамском уезде село Рождественское Усолье переименовывается в новый заштатный город – Дедюхин. За что ему была оказана такая честь, непонятно. Если брать горные заводы, то набрался бы не один десяток на Среднем Урале, которые по всем статьям превосходили его.
Но как бы то ни было, получив статус города, Дедюхин долго сохранял его – вплоть до 1918 года. И тут случился еще один парадокс. В это время немало сел и заводских поселков были преобразованы в города. Так, например, стало с соседним селом Новое Усолье. Город же Дедюхин оказался разжалованным в поселки. Но на этом злоключения его не закончились.
В начале тридцатых годов в Верхнем Прикамье был образован новый город. В его состав вошли село Лёнва, станция Усольская, поселок Березниковского содового завода, поселок Дедюхин и еще ряд населенных пунктов. Казалось бы, по справедливости, название Дедюхин должно было возродиться. Но все произошло не так. Новый город получил название Березники – по поселку содового завода, а Дедюхин вскоре и вовсе исчез с лица земли – в 1952 году его затопило рукотворное Камское море. Сохранилось имя города только в названии острова. Именно поэтому я упоминал про дайвинг…
Такая же печальная судьба сложилась и у дедюхинской церкви Во имя Всех Святых.
Построена она была в 1854 году на средства московского купца Кармолина, управляющего соляным промыслом. Действовала церковь Во имя Всех Святых, как ни странно, вплоть до затопления Дедюхина Камским водохранилищем в 1952 году. Но церковь не затопили. Её перевезли в Абрамово и поставили на улице Ломоносова. Ради чего – не очень понятно. В её стенах расположили швейную мастерскую, а позже – народный суд. В конце 80-х церковь и вовсе уничтожили и на её месте построили школу №17.
Дети, конечно же, наше будущее… Но не стоит забывать, что и наше прошлое, и наше настоящее, а также и наше будущее – напрямую связаны с православной верой. И в частности, с храмами, в которых мы славим Бога.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.