В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Поможем сохранить зрение детям вместе с фондом «Провидение»
Сегодня 8-летний Андрей Михалкин из Пермского края может весело промчаться на велосипеде по просёлочной дороге вместе с братом. Как же давно он об этом мечтал! С рождения Андрей очень плохо видел. Поэтому раньше научиться кататься на велосипеде мальчик просто не мог. Но недавно такая возможность ему представилась. В прошлом году Андрею сделали операцию и после неё он стал видеть гораздо лучше. Школьник с радостью гуляет, гоняет на велосипеде, учится и помогает маме по дому. Три года назад не стало папы, поэтому теперь Андрей и его младший брат, стараются быть для мамы опорой.
Оплатить операцию для мальчика семье Михалкиных помог благотворительный фонд «Провидение». Больше 5 лет он работает над тем, чтобы сохранять зрение детям. Десятки счастливых историй, которые произошли за это время, стали возможны только благодаря участию отзывчивых людей из самых разных уголков России, в том числе слушателей Радио ВЕРА. Ваша помощь — бесценна, она дарит людям надежду!
Сегодня в поддержке нуждается новая подопечная фонда — годовалая Вероника Флоря из Пензы. Девочка родилась с такой же проблемой, как и Андрей. Сохранить и улучшить зрение ей поможет операция. Если вы хотите сделать доброе дело для Вероники, переходите на сайт фонда «Провидение», в раздел «Дети» и нажмите кнопку «Поддержать»: https://fond-providenie.ru/campaign/florya-veronika/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Божественный свет в глазах ближнего». о. Роман Федотов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также клирик храма в честь иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов делились своими историями о том, как в глазах ближнего отразился Божественный свет, или как благодаря другому человеку удалось увидеть присутствие Бога.