Первое послание апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 14-16. Глава 4 стихи 1-5.
Еще в первые годы существования христианства имелись целые группы людей, которые, объявляя себя последователями учения Христа, на самом деле таковыми не являлись. Эти лжехристиане, занимаясь активной проповеднической деятельностью, выдавали свои идеи и мысли за учение Церкви, чем очень смущали умы древних христиан. С ложными проповедниками приходилось бороться ученикам Христа, святым апостолам. Апостолы обличали неверные учения или лично, или при помощи посланий. Наиболее активно проявил себя в борьбе с лжепроповедниками апостол Павел. В течение своей жизни он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия и написал четырнадцать посланий. Одно из Павловых посланий было адресовано ученику апостола - Тимофею, главе христианской общины города Эфес. В послании к Тимофею, которое Павел написал находясь в римской тюрьме, апостол призывает своего ученика храбро противостоять врагам христианства. Этой теме посвящен отрывок из текста послания, который читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тимофей, это пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжецов, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Послание к Тимофею было написано апостолом Павлом примерно в 65 году. Этот год был ознаменован нараставшей напряженностью на Святой земле, где через год вспыхнет иудейское восстание. Любой общественный и, тем более, военный конфликт способен лишить человека ощущения твердой почвы под ногами. В такой ситуации человек особенно подвержен влиянию со стороны. В преддверии иудейской революции лжепроповедники попытались использовать сложившиеся условия и усилить свою деятельность, в том числе и в Эфесе, где имелась крупная еврейская диаспора. Апостол Павел в послании к Тимофею призывает своего ученика противостоять проповеди ложных христиан, которых он называет людьми, "сожженными в совести своей", "внимающими духам обольстителям и учениям бесовским". Павел напоминает Тимофею, что никто и ничто не способен повредить Церкви, которая хранится Самим Христом, но при этом Тимофею, как епископу Эфеса, нужно следить за тем, чтобы лжепроповедники не достигли успеха. В прозвучавшем отрывке Павел перечисляет, к чему, конкретно, призывали христиан ложные учителя. Среди прочего они внушали людям презрительное отношение к браку и к некоторым видам пищи. Свою позицию они аргументировали тем, что христианство призывает людей быть чистыми от грехов, а чистота эта, с их точки зрения, заключалась в том, чтобы чураться семейной жизни и некоторых видов еды – мяса, например. Апостол Павел в ответ на эти утверждения призывает вспомнить, что Бог еще в райском саду благословил людей жить в браке и это благословение продолжает действовать. По поводу пищи Павел также отмечает неправоту позиции лжепроповедников. Здесь апостол говорит так: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Актуальность послания к Тимофею не вызывает вопросов и сегодня. По-прежнему в церковной среде появляются люди, очень похожие в своей деятельности на лжепроповедников древности. Противостоять губительной позиции этих людей может вполне помочь первое послание к Тимофею.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер