Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго.
"Сказания о Русской земле" вышли из печати в 1909 году. Ее автор - историк и публицист Александр Дмитриевич Нечволодов постарался в простой и общедоступной форме изложить историю русского государства со времен Киевской Руси и до Смутного времени.
На радио «Вера» мы прочитали главы из книги «Сказания о Русской земле».
Список аудио-треков категории «Сказания о Русской земле»
№ | Название | Размер (MБайт) | Длительность (мин:сек) | ||
1 | Сказания о Русской земле. Княжение Владимира Мономаха в Киеве | Скачать | 10.06 | 10:29 | |
2 | Сказания о Русской земле. Междоусобицы среди Мономаховичей | Скачать | 23.95 | 9:59 | |
3 | Сказания о Русской земле. Смерть Владимира Мономаха и итоги его правления | Скачать | 22.75 | 9:29 | |
4 | Сказания о Русской земле. Иван Калита | Скачать | 18.82 | 7:51 | |
5 | Сказания о Русской земле. Гибель Киева и европейский поход татар | Скачать | 21.54 | 8:59 | |
6 | Сказания о Русской земле. Поход Александра Невского в Финляндию | Скачать | 15.24 | 6:21 | |
7 | Сказания о Русской земле. Ледовое побоище | Скачать | 22.94 | 9:34 | |
8 | Сказания о Русской земле. Противостояние Москвы и Твери | Скачать | 22.19 | 9:15 | |
9 | Миротворческая политика Александра Невского | Скачать | 18.81 | 7:50 | |
10 | Сказания о Русской земле. Русь после смерти Александра Невского | Скачать | 16.52 | 6:53 | |
11 | Сказания о Русской земле. Симеон Гордый | Скачать | 14.75 | 6:09 | |
12 | Сказания о Русской земле. Татары разоряют русские земли | Скачать | 17.94 | 7:29 | |
13 | Сказания о Русской земле. Русские князья в Орде | Скачать | 20.59 | 8:35 | |
14 | Сказания о Русской земле. Русская жизнь между немцами и татарами | Скачать | 13.96 | 5:49 | |
15 | Сказания о Русской земле. Куликовская битва | Скачать | 18.49 | 7:42 | |
16 | Сказания о Русской земле - Юность Дмитрия Донского | Скачать | 17.76 | 7:24 | |
17 | Сказания о Русской земле. Кончина Дмитрия Донского и воссоединение Литвы с Польшей | Скачать | 20.64 | 8:36 | |
18 | Сказания о Русской земле. Нашествие Тохтамыша | Скачать | 18.11 | 7:33 | |
19 | Сказания о Русской земле. Иван Красный | Скачать | 17.5 | 7:17 | |
20 | Сказания о Русской земле. Гибель Рязани | Скачать | 18.26 | 7:37 | |
21 | Сказания о Русской земле. Кончина Александра Невского | Скачать | 19.68 | 8:12 | |
22 | Сказания о Русской земле. Александр Невский | Скачать | 21.65 | 9:01 | |
23 | Сказания о Русской земле. Гибель Александра Тверского | Скачать | 20.36 | 8:29 | |
24 | Сказания о русской земле. Александр Невский между Новгородом и Ордой | Скачать | 18.28 | 7:37 | |
25 | Сказания о Русской земле. Великое княжество Литовское | Скачать | 17.58 | 7:20 | |
26 | Сказания о Русской земле. Возвышение Москвы | Скачать | 15.77 | 6:34 | |
27 | Сказания о Русской земле. Битва на реке Калке | Скачать | 19.66 | 8:12 | |
28 | Сказания о Русской земле. «Стояние на Угре» и конец татарского ига | Скачать | 21 | 8:45 | |
29 | Сказания о Русской земле. Собирание русских земель при Иване III | Скачать | 21.69 | 9:02 | |
30 | Сказания о Русской земле. Реконструкция Москвы | Скачать | 21.38 | 8:55 | |
31 | Сказания о Русской земле. София Палеолг – невеста Иоанна III | Скачать | 20.5 | 8:33 | |
32 | Сказания о Русской земле. Конец вольного Новгорода | Скачать | 18.26 | 7:37 | |
33 | Сказания о Русской земле. Первый поход Иван III на Новгород | Скачать | 20.09 | 8:22 | |
34 | Сказания о Русской земле. Внешние отношения и угрозы при Василии II | Скачать | 23.9 | 9:58 | |
35 | Сказания о Русской земле. Иван III и первый поход на Казань | Скачать | 20.22 | 8:26 | |
36 | Сказания о Русской земле. Флорентийская уния | Скачать | 20.59 | 8:35 | |
37 | Сказания о Русской земле. Возвращение к власти Василия II | Скачать | 22.63 | 9:26 | |
38 | Сказания о Русской земле. Василий II и борьба за власть в Москве | Скачать | 24.49 | 10:12 | |
39 | Сказания о Русской земле. Свержение Василия II | Скачать | 22.52 | 9:23 | |
40 | Сказания о Русской земле. Грюнвальдская битва | Скачать | 24.94 | 10:24 | |
41 | Сказания о Русской земле. Потеря Смоленска и мир с Литвой | Скачать | 25.08 | 10:27 | |
42 | Сказания о Русской земле. Противостояние московских и литовских князей | Скачать | 9.43 | 9:49 | |
43 | Сказания о Русской земле. Тамерлан | Скачать | 9.64 | 10:02 | |
44 | Сказания о Русской земле. Василий I — преемник Дмитрия Донского | Скачать | 5.96 | 8:16 | |
45 | Сказания о Русской земле. Нравы поздней Киевской Руси | Скачать | 6.72 | 9:20 | |
46 | Сказания о Русской земле. Чингиз-хан | Скачать | 6.74 | 9:22 | |
47 | Сказания о Русской земле. Русь и Европа перед приходом татар | Скачать | 6.1 | 8:28 | |
48 | Сказания о Русской земле. Захват немцами русских княжеств на Балтике | Скачать | 7.2 | 10:00 | |
49 | Сказания о русско земле. Наследие Всеволода Большое Гнездо | Скачать | 5.38 | 7:28 | |
50 | Сказания о Русской земле. Появление немцев в Прибалтике | Скачать | 5.77 | 8:00 | |
51 | Сказания о Русской земле. Смута в Галицкой земле | Скачать | 3.46 | 4:48 | |
52 | Сказания о Русской земле. Слово о Полку Игореве | Скачать | 5.8 | 8:04 | |
53 | Сказания о Русской земле. Всеволод Большое Гнездо | Скачать | 6.33 | 8:48 | |
54 | Сказания о Русской земле. Новгородский поход и гибель Андрея Боголюбского | Скачать | 6.83 | 9:29 | |
55 | Сказания о Русской земле. Переход столицы из Киева во Владимир | Скачать | 6.16 | 8:33 | |
56 | Сказания о Русской земле. Князь Андрей Боголюбский и продолжение южной смуты | Скачать | 3.88 | 5:24 | |
57 | Киевский князь Ростислав Мстиславович | Скачать | 4.39 | 6:06 | |
58 | Киев начинает терять первенство | Скачать | 6.17 | 8:34 | |
59 | Сказания о Русской земле. Подъем северо-восточной Руси | Скачать | 5.24 | 7:17 | |
60 | Великий князь Изяслав Мстиславович | Скачать | 3.99 | 5:33 | |
61 | Сказания о Русской земле. Юрий Долгорукий становится великим князем | Скачать | 7.11 | 9:53 | |
62 | Великий князь Всеволод Ольгович | Скачать | 5.44 | 7:33 | |
63 | Сказания о Русской земле. Новгородская республика | Скачать | 6.17 | 8:34 | |
64 | Сказания о Русской земле. Окружение молодого Ивана Грозного | Скачать | 20.84 | 8:41 | |
65 | Поход Ярослава на Царьград. | Скачать | 9.03 | 9:24 | |
66 | Правление Ярослава. | Скачать | 7.31 | 7:37 | |
67 | Борьба Ярослава со Мстиславом. | Скачать | 7.88 | 8:13 | |
68 | Возвращение Ярослава в Киев. | Скачать | 5.79 | 6:02 | |
69 | Месть Святополка Ярославу. | Скачать | 6.15 | 6:24 | |
70 | Месть Ярослава Святополку за братьев. | Скачать | 8.89 | 9:15 | |
71 | Убийство Бориса и Глеба Святополком. | Скачать | 8.24 | 8:35 | |
72 | Смерть Владимира. | Скачать | 6.56 | 6:50 | |
73 | Походы Владимира против печенегов. | Скачать | 9.49 | 9:53 | |
74 | Крещение Руси. | Скачать | 9.17 | 9:33 | |
75 | Крещение Киева. | Скачать | 6.43 | 6:42 | |
76 | Крещение Владимира | Скачать | 6.06 | 6:18 | |
77 | Выбор веры князем Владимиром. | Скачать | 10.18 | 10:36 | |
78 | Княжение и походы Владимира. | Скачать | 8.61 | 8:58 | |
79 | Месть Владимира Ярополку. | Скачать | 5.53 | 5:45 | |
80 | Княжеские междоусобицы после смерти Святослава. | Скачать | 6.93 | 7:13 | |
81 | Смерть Святослава. | Скачать | 5.96 | 6:12 | |
82 | Битва при Доростоле - часть 2. | Скачать | 10.07 | 10:29 | |
83 | Битва при Доростоле | Скачать | 7.41 | 7:43 | |
84 | Поход Святослава на болгар и греков | Скачать | 9.75 | 10:09 | |
85 | Походы Святослава. Осада Киева печенегами. Смерть княгини Ольги | Скачать | 10.48 | 10:55 | |
86 | Детство Святослава, его первый поход | Скачать | 6.82 | 7:06 | |
87 | Крещение княгини Ольги | Скачать | 10.2 | 10:38 | |
88 | Месть княгини Ольги древлянам | Скачать | 11.11 | 11:34 | |
89 | Второй поход князя Игоря на Царьград. Княжение князя Игоря | Скачать | 6.23 | 6:29 | |
90 | Поход князя Игоря на Царьград | Скачать | 7.75 | 8:05 | |
91 | Поход князя Олега на Царьград | Скачать | 8.68 | 9:02 | |
92 | Поход князя Олега на Киев. Убиение Аскольда и Дира | Скачать | 8.81 | 9:11 | |
93 | Аскольд и Дир. Поход на Царьград. Крещение Аскольда и Дира | Скачать | 8.9 | 9:16 | |
94 | Призвание варягов на княжение | Скачать | 8.61 | 8:58 | |
95 | Русь в середине 9 века | Скачать | 10.73 | 11:10 | |
96 | Раздоры славян между собой. Набеги аваров | Скачать | 8.2 | 8:32 | |
97 | Объединение гуннов. Аттила | Скачать | 6.41 | 6:41 | |
98 | Походы славян против Римской империи | Скачать | 9.01 | 9:23 | |
99 | Походы Александра Македонского и Митридата Великого на скифов | Скачать | 8.63 | 8:59 | |
100 | Поход Дария Первого на скифов | Скачать | 9.36 | 9:45 | |
101 | Военные действия скифов. Смерть Кира | Скачать | 8.77 | 9:08 | |
102 | Славяне-кентавры и славяне-амазонки | Скачать | 8.57 | 8:56 | |
103 | Расселение славян | Скачать | 6.14 | 8:32 | |
104 | Арии – предки славян | Скачать | 7.36 | 7:40 |
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дружба и товарищество — это одна из непреходящих ценностей нашей жизни. При этом нередко у каждого из нас свои представления о том, что это такое. Каким же смыслом наполняет эти слова христианство? Что под дружбой и товариществом понимает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостол Павел пишет своё послание к христианам города Колоссы, будучи в заточении в Риме. Он ждёт суда императора. Вполне вероятно, что рассмотрение его дела закончится вынесением смертного приговора. Ведь идеи, которые распространял Павел, входили в резкое противоречие с целым рядом иудейских и языческим верований, на которых отчасти зиждилось древнее общество. А потому в глазах судей он мог оказаться не проповедником жизни, но анархистом, бунтовщиком и мятежником. Люди, которые посещают его в этот непростой период, сильно рискуют. Ведь они привлекают к себе внимание как его соратники и единомышленники. Вполне вероятно, что их может постигнуть та же судьба, что и Павла.
Аристарх, Марк, Иисус-Иуст, Епафрас, Лука, Димас — вот имена этих людей. Нам известно о них немногое. О ком-то больше, о ком-то меньше. Но то, что мы знаем точно, — это очень пёстрая компания. Все они разного происхождения. У всех разное воспитание, образование и социальное положение. Если бы не проповедь Евангелия, они бы никогда, возможно, не встретились и не общались бы. Однако обстоятельства, которые описывает Павел, ясно свидетельствуют о том, что они не просто товарищи по случаю. Между ними существует глубокое единство. Ведь оно удерживает их вместе в минуты смертельной опасности. Когда другая общность обыкновенно распадается, ведь каждый стремиться сохранить свою жизнь.
Очевидно, что такую крепкую связь им даёт общая цель — служение делу проповеди Евангелия. Служение Христу. Поэтому и Павла они не оставляют. Для них он тот, через кого очевидным образом действует Господь. Поэтому именно благодать Спасителя даёт им мужество и силы быть рядом с учителем, поддерживать его в трудную минуту и хранить единодушие друг с другом, несмотря на все их индивидуальные отличия и особенности.
Перед нами одно из ярких свидетельств явного действия Бога в церковной жизни. Никаких человеческих сил и энтузиазма не хватит, чтобы сохранить общность, в которой люди так отличаются друг от друга. Православная Церковь существует уже на протяжение двух тысяч лет, и между её участниками нет единства во времени. Она существует в разных местах планеты, а потому между христианами нет единства в пространстве. Мы можем принадлежать к разным национальностям и расам. Говорить на разных языках. Быть представителями различных культур. Иметь разное образование и воспитание. Участники одной и той же общины могут даже резко расходиться друг с другом в своих социально-политических взглядах. Однако всё это нивелируется и уходит на второй план, когда в нашем сердце начинает действовать Дух Христов. Мы получаем Его в церковных таинствах и благодаря тому, что стараемся вести жизнь по евангельским заповедям. Именно этот Дух упраздняет все разногласия. Сохраняя уникальность каждого человека, Он удивительным образом превращает это разноликое и разноплемённое собрание в собор, делает его единым телом, в жилах которого течёт одна кровь, а в груди бьётся одно и то же сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов