
Севак Мирабян
«Кто во Христе тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое». Много раз эти слова св. Апостола Павла из второго послания к коринфянам привлекали мое внимание. С разных сторон я пытался осмыслить и прочувствовать их.
В вопросах веры и ее истины всегда отдается предпочтение сердцу — внутренней глубинной интуиции. И это действительно так. Святитель Филарет Московский говорил, что вера есть принадлежность сердца, хоть часто начинается с разума. Если сердце мое радовалось и было довольно, то ум хотел осмыслить богооткровенную истину в своем формате. И, как ни странно, мне помогла астрономия. Я с детства очень любил эту тему, а сейчас, кажется, люблю еще больше.
Итак, каждый астроном прекрасно знает, что когда газеты и новостные ленты сообщают о появлении сверхновой звезды, то это не совсем так, а точнее совсем не так. Свет от звезд может доходить до нас сотни и тысячи лет. Когда мы смотрим на Солнце, видим его таким, какое оно было 8 минут и 40 секунд назад. А мы видим это в настоящем для нас времени. Именно за это время солнечный свет, преодолев 150 млн километров, достигает роговицы нашего глаза.
Но ведь можно и наоборот — посмотреть с какой-нибудь звезды на нашу землю и увидеть ее прошлое в режиме настоящего. Солнце — эта самая близкая к нам звезда. А если бы мы, оказались на более далекой звезде, например, Канопусе? От нее до Земли 310 световых лет. Оттуда мы бы увидели, как Петр I проводит административную реформу и побеждает в Полтавской битве. Окажись мы на звезде Бетельгейзе, от которой до нашей Земли 600 световых, то увидели бы, как Жанна Дарк собирает народ Франции. А если выбрать звезду поближе, к примеру, Альфа Центавр, которая всего в 4-х с половиной световых годах от нас, с нее я мог бы увидеть, чем занимался 4 с лишним года назад...
То есть, когда я на Земле сделал что-то, в масштабах вселенной это что-то продолжает делаться тысячи и тысячи лет.
Подобно и в духовной жизни: любой грех, который я совершил, я продолжаю совершать бесконечно, до тех пор, пока не появится что-то, а точнее кто-то качественно превосходящий пространственно-временное измерение.
Христианство говорит, что эта Сила и Этот Кто-то и есть Бог. И что самое важное в христианстве, Бог — это живая личность, открывшаяся нам в Иисусе Христе.
Только Бог, только Его любовь и прощение способны остановить это бесконечно вращающееся колесо греха. Ведь когда Бог прощает, он не глаза закрывает на мой грех и говорит: «мне жаль и ладно, подумаешь, что было, то было», он уничтожает сам грех своей святостью и могуществом. Так как он вне времени и пространства.
Как сказано в Послании Апостола Павла к Римлянам: «Он — единственное и единственный, Кто имеет такую власть называть "существующие как не существующие и наоборот"»
Таким образом, благодаря размышлениям об астрономии моё понимание Божией любви, прощения обрело совершенно новое измерение и наполнило моё сердце благодарностью и любовью к Создателю.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер