В Евангелии от Луки рассказывается притча о званом ужине. Один знатный человек организовал пир и пригласил на него гостей. Однако, гости под самыми разными предлогами отказывались прийти. Об этом доложили хозяину и тот, несмотря на то, что формально причины были уважительные, огорчился.
Под знатным человеком, организовавшим ужин для гостей, мы должны понимать Бога. А ужин — приготовленное для нас Царство Небесное.
Когда я перечитываю эту притчу, вспоминаю, что нечто подобное происходило и со мной до того, как решилась принять Крещение. Трижды Господь призывал меня уверовать и креститься. Но всякий раз я отказывалась, находя для этого вполне, как мне тогда казалось, уважительные причины.
Первый раз мне пришла в голову мысль обратиться в Православие, креститься в девять лет. И была для этого возможность. Тетя крестилась. Хотела отвести меня в кружок Закона Божьего для детей. Но мои родители были атеисты. И меня воспитывали точно так же, объясняя, что Бога, якобы, нет. Я испугалась возможного наказания за то, что стану верующей.
Второй раз чуть было не крестилась, когда, учась в университете, в перерыве между парами зашла в часовню Иверской иконы Божьей Матери на Красной площади. Помню свое ощущение: «Бог, несомненно, есть. И Он здесь, в Православной Церкви!» Но и тогда нашлась причина повременить. «Молодость дается человеку однажды, — рассуждала я в 17 лет, — стоит только креститься, и жизнь моя превратится в один большой Великий пост. Про личную жизнь и развлечения придется забыть.» В то время именно так я представляла себе жизнь православной христианки.
В третий раз я почувствовала призыв Господа, когда познакомилась с будущим мужем, регентом церковного хора. Он был глубоко верующим христианином. Снова нашлась отговорка: «Вот я крещусь под влиянием любимого человека. А что будет со мной и моей верой, если мы расстанемся?»
Я крестилась, уже будучи замужем, оставив позади много лет активного духовного поиска. И сейчас понимаю, что все мои так называемые уважительные причины не принимать православие были вовсе не причинами, а предлогами. Не было никаких причин откладывать встречу с Богом.
Я могла это сделать еще в детстве. Родители меня любили и уважали право на выбор. Скорее всего в случае крещения в 9 лет они бы расстроились, но не более того. Никто не стал бы наказывать ребенка за выбор религии. Просто в то время я была ребенком и не понимала этого.
Могла бы прийти к Богу в юности, в пору студенчества, когда я боялась, что после крещения жизнь моя станет унылой и скучной. На самом деле она бы стала только богаче и интереснее, но увы, в 17 лет я ничего об этом не знала.
Могла креститься и в 21 год, когда состоялось знакомство с будущим мужем. Думаю, в глубине души он ждал, что я сделаю выбор и приму Православие, но сам никогда меня к этому не склонял.
Эта моя история — про то, как часто мы создаем мнимые препятствия на пути в Царство Небесное. А надо просто поверить и идти, как Петр по воде. Верю, что с Божьей помощью все получится.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема