Важно научиться жить без спешки и суеты. Даже когда много работы, хорошо бы находить время для отдыха и спокойной трапезы, чтобы восполнить свои силы. Как это делает пара на полотне «Крестьяне» художницы дворянского происхождения Зинаиды Серебряковой.
— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?
— Конечно, Ваня! Всегда приятно пообедать на природе, подышать свежим воздухом, полюбоваться пейзажами. Но почему ты вдруг вспомнил про пикники, находясь в Третьяковской галерее?
— Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьяне» навеяла такие мысли. Увидел, как мужчина отрезает большой кусок хлеба от круглого ржаного каравая, а женщина рядом с ним наливает молоко из глиняного кувшина, и тоже захотелось! Вот так же, среди спелых колосьев!
— Ну, Ванечка, крестьянский обед во время сбора урожая на поле трудно назвать пикником! Если сравнивать с более понятной тебе реальностью, он скорее похож на перекус во время ответственного экзамена.
— Если вы про ЕГЭ, Маргарита Константиновна, то там можно только шоколадку, если у неё обертка не шуршит, или бутерброд. Ну, или яблоко. И все это школьники глотают, не жуя, боятся лишнюю минуту потерять. А на картине Серебряковой крестьяне едят с таким достоинством! Неужели они не торопятся?
— Конечно, торопятся, ведь в конце лета, во время сбора урожая, один день целый год кормит. Но это не означает, что нужно суетиться. Есть такая поговорка — «дело верши, да не спеши».
— Ну, еда — это разве дело?
— Ещё какое важное! Ведь без еды человек не сможет восполнить силы и продолжать трудиться. А для крестьянина средней полосы России хлеб на столе всегда считался милостью Божией.
— Почему?
— Потому что он доставался с большим трудом. Нелегко возделывать землю в условиях нашего климата, с непредсказуемыми трудностями вроде затяжных дождей или засухи. Крестьяне горячо молились каждый день, чтобы Господь помог вырастить урожай. И когда вкушали хлеб, непременно благодарили Создателя. В такие моменты нельзя торопиться.
— Деревенские жители были настолько верующие?
— Об их вере свидетельствует само слово крестьяне — то есть немного измененное в просторечии «христиане». И Зинаида Серебрякова неспроста дала такое название своей картине, она понимала его глубокий смысл.
— Художница тоже из крестьянской семьи?
— Нет, она дворянка. Но родилась и выросла в деревне, в имении своих родителей Нескучное на границе Курской и Харьковской губерний. Зинаида Евгеньевна с детства наблюдала труд сельских жителей и относилась к нему с почтением. Свою глубокую симпатию к крестьянам художница выразила в цикле картин под названием «Жатва». Этой серии она посвятила несколько лет в начале двадцатого века.
— И полотно «Крестьяне» тоже из цикла «Жатва»?
— Да. Оно написано в 1914 году.
— В то время крестьянки вправду носили такие ярко-красные блузки и платки, как на героине картины?
— Этот цвет очень любили в народе, красный — значит, красивый. И Зинаида Серебрякова в избытке использовала его в своей работе как символ красоты своих героев — и внешней, и внутренней. Крестьянин торжественно режет хлеб. Движения его жены плавны, как молоко, струящееся из кувшина. Сцена полуденного отдыха исполнена величавого спокойствия и тишины.
— Так хочется тоже сбавить скорость и проживать каждый день вот так же — вдумчиво, без спешки.
— Да, Ваня. Жизнь не должна превращаться в поток суеты. И всякая трапеза в ней может быть действом, которое совершается перед Богом — как на картине «Крестьяне» в Третьяковской галерее.
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение