Важно научиться жить без спешки и суеты. Даже когда много работы, хорошо бы находить время для отдыха и спокойной трапезы, чтобы восполнить свои силы. Как это делает пара на полотне «Крестьяне» художницы дворянского происхождения Зинаиды Серебряковой.
— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?
— Конечно, Ваня! Всегда приятно пообедать на природе, подышать свежим воздухом, полюбоваться пейзажами. Но почему ты вдруг вспомнил про пикники, находясь в Третьяковской галерее?
— Картина Зинаиды Серебряковой «Крестьяне» навеяла такие мысли. Увидел, как мужчина отрезает большой кусок хлеба от круглого ржаного каравая, а женщина рядом с ним наливает молоко из глиняного кувшина, и тоже захотелось! Вот так же, среди спелых колосьев!
— Ну, Ванечка, крестьянский обед во время сбора урожая на поле трудно назвать пикником! Если сравнивать с более понятной тебе реальностью, он скорее похож на перекус во время ответственного экзамена.
— Если вы про ЕГЭ, Маргарита Константиновна, то там можно только шоколадку, если у неё обертка не шуршит, или бутерброд. Ну, или яблоко. И все это школьники глотают, не жуя, боятся лишнюю минуту потерять. А на картине Серебряковой крестьяне едят с таким достоинством! Неужели они не торопятся?
— Конечно, торопятся, ведь в конце лета, во время сбора урожая, один день целый год кормит. Но это не означает, что нужно суетиться. Есть такая поговорка — «дело верши, да не спеши».
— Ну, еда — это разве дело?
— Ещё какое важное! Ведь без еды человек не сможет восполнить силы и продолжать трудиться. А для крестьянина средней полосы России хлеб на столе всегда считался милостью Божией.
— Почему?
— Потому что он доставался с большим трудом. Нелегко возделывать землю в условиях нашего климата, с непредсказуемыми трудностями вроде затяжных дождей или засухи. Крестьяне горячо молились каждый день, чтобы Господь помог вырастить урожай. И когда вкушали хлеб, непременно благодарили Создателя. В такие моменты нельзя торопиться.
— Деревенские жители были настолько верующие?
— Об их вере свидетельствует само слово крестьяне — то есть немного измененное в просторечии «христиане». И Зинаида Серебрякова неспроста дала такое название своей картине, она понимала его глубокий смысл.
— Художница тоже из крестьянской семьи?
— Нет, она дворянка. Но родилась и выросла в деревне, в имении своих родителей Нескучное на границе Курской и Харьковской губерний. Зинаида Евгеньевна с детства наблюдала труд сельских жителей и относилась к нему с почтением. Свою глубокую симпатию к крестьянам художница выразила в цикле картин под названием «Жатва». Этой серии она посвятила несколько лет в начале двадцатого века.
— И полотно «Крестьяне» тоже из цикла «Жатва»?
— Да. Оно написано в 1914 году.
— В то время крестьянки вправду носили такие ярко-красные блузки и платки, как на героине картины?
— Этот цвет очень любили в народе, красный — значит, красивый. И Зинаида Серебрякова в избытке использовала его в своей работе как символ красоты своих героев — и внешней, и внутренней. Крестьянин торжественно режет хлеб. Движения его жены плавны, как молоко, струящееся из кувшина. Сцена полуденного отдыха исполнена величавого спокойствия и тишины.
— Так хочется тоже сбавить скорость и проживать каждый день вот так же — вдумчиво, без спешки.
— Да, Ваня. Жизнь не должна превращаться в поток суеты. И всякая трапеза в ней может быть действом, которое совершается перед Богом — как на картине «Крестьяне» в Третьяковской галерее.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение