
Жил в деревне один мужичок по прозвищу Жучок, который всё придумывал, как бы хитростью разбогатеть.
Украдёт он у какой-нибудь старушки лопату, спрячет в лесу, а потом выдаёт себя за провидца. Начнёт старушка свою лопату искать, а Жучок говорит: «Я знаю, где твоя лопата лежит», а потом требует за находку вознаграждение.
И вот пропало у царя кольцо — золотое, обручальное. Тут царь и вспомнил про нового гадателя и велел привести его во дворец, чтобы тот нашёл кольцо, иначе голова с плеч.
Отвели царёвы слуги Жучка в отдельную комнату и оставили там до утра. Сидит горе-гадатель, клянёт себя, что таким дурным делом занялся. И решил он на заре, как только пропоют третьи петухи, сбежать из дворца.
А кольцо это украли трое слуг царя: лакей, кучер и повар. Узнали они, что во дворец привели гадателя и до смерти перепугались. Ночью к дверям комнаты, где Жучок сидел, лакей пробрался и стал слушать, не говорит ли гадатель что-нибудь вслух про кольцо.
А тут как раз первый петух пропел.
— Вот и первый! Ничего, я второго дождусь, — сказал Жучок.
Услыхал лакей эти слова, побледнел, возвратился к приятелям и говорит:
— Пропали мы, братцы! Узнал меня гадатель, так ведь и сказал: «Вот и первый».
Подошёл к дверям кучер и тоже стал подслушивать. Скоро запел второй петух и Жучок громко прошептал:
— Вот и второй. Остаётся ещё один.
Услыхал кучер эти слова, испугался и говорит своим подельникам:
— Эх, братцы! Гадатель и меня узнал, ему даже известно, что нас трое. Пропали мы!
Повар тоже подкрался к дверям подслушивать, а тут как раз третий петух запел.
— Вот и третий! Пора! — сказал сам себе Жучок.
Хотел он вылезти в окно, но тут дверь распахнулась и в комнату вбежали лакей, кучер и пекарь. Бросились они Жучку в ноги, отдали украденное кольцо и стали умолять, чтобы он не выдавал их царю.
Жучок спрятал кольцо под половицей — и наутро царю вернул.
Царь его подарками наградил, а Жучок им даже не рад: сколько страху-то за ночь натерпелся! Бежит он по царскому саду, а сам думает: «Никогда не буду больше зря людям голову морочить!»
А тут как раз царь на коляске выехал в сад на прогулку. Увидел он гадателя, поймал в саду жука, спрятал в кулаке и спрашивает:
— Отгадай-ка, что у меня в руке, а иначе голова с плеч!
Испугался Жучок до́ смерти и говорит сам себе шёпотом:
— Эх, Жучок-Жучок! Вот и попался ты царю в кулачок.
— Верно, — говорит царь, — Иди, пока снова тебя не позову.
«Ну уж нет, хватит, — решил Жучок. — В третий раз мне точно не повезёт. У хитрого начала бывает плохой конец».
С той поры он стал честным трудом жить, чего и вам всем желаем.
(по мотивам русской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер