
Жил в деревне один мужичок по прозвищу Жучок, который всё придумывал, как бы хитростью разбогатеть.
Украдёт он у какой-нибудь старушки лопату, спрячет в лесу, а потом выдаёт себя за провидца. Начнёт старушка свою лопату искать, а Жучок говорит: «Я знаю, где твоя лопата лежит», а потом требует за находку вознаграждение.
И вот пропало у царя кольцо — золотое, обручальное. Тут царь и вспомнил про нового гадателя и велел привести его во дворец, чтобы тот нашёл кольцо, иначе голова с плеч.
Отвели царёвы слуги Жучка в отдельную комнату и оставили там до утра. Сидит горе-гадатель, клянёт себя, что таким дурным делом занялся. И решил он на заре, как только пропоют третьи петухи, сбежать из дворца.
А кольцо это украли трое слуг царя: лакей, кучер и повар. Узнали они, что во дворец привели гадателя и до смерти перепугались. Ночью к дверям комнаты, где Жучок сидел, лакей пробрался и стал слушать, не говорит ли гадатель что-нибудь вслух про кольцо.
А тут как раз первый петух пропел.
— Вот и первый! Ничего, я второго дождусь, — сказал Жучок.
Услыхал лакей эти слова, побледнел, возвратился к приятелям и говорит:
— Пропали мы, братцы! Узнал меня гадатель, так ведь и сказал: «Вот и первый».
Подошёл к дверям кучер и тоже стал подслушивать. Скоро запел второй петух и Жучок громко прошептал:
— Вот и второй. Остаётся ещё один.
Услыхал кучер эти слова, испугался и говорит своим подельникам:
— Эх, братцы! Гадатель и меня узнал, ему даже известно, что нас трое. Пропали мы!
Повар тоже подкрался к дверям подслушивать, а тут как раз третий петух запел.
— Вот и третий! Пора! — сказал сам себе Жучок.
Хотел он вылезти в окно, но тут дверь распахнулась и в комнату вбежали лакей, кучер и пекарь. Бросились они Жучку в ноги, отдали украденное кольцо и стали умолять, чтобы он не выдавал их царю.
Жучок спрятал кольцо под половицей — и наутро царю вернул.
Царь его подарками наградил, а Жучок им даже не рад: сколько страху-то за ночь натерпелся! Бежит он по царскому саду, а сам думает: «Никогда не буду больше зря людям голову морочить!»
А тут как раз царь на коляске выехал в сад на прогулку. Увидел он гадателя, поймал в саду жука, спрятал в кулаке и спрашивает:
— Отгадай-ка, что у меня в руке, а иначе голова с плеч!
Испугался Жучок до́ смерти и говорит сам себе шёпотом:
— Эх, Жучок-Жучок! Вот и попался ты царю в кулачок.
— Верно, — говорит царь, — Иди, пока снова тебя не позову.
«Ну уж нет, хватит, — решил Жучок. — В третий раз мне точно не повезёт. У хитрого начала бывает плохой конец».
С той поры он стал честным трудом жить, чего и вам всем желаем.
(по мотивам русской народной сказки)
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова