Совсем, кажется, недавно жизнь виделась мне очень предсказуемой и расписанной по нотам. Как мы живем и как должны жить наши дети? Очень понятно. Они должны хорошенько подготовиться к первому классу. Прийти в брючках со стрелочками и конечно — знанием английского и умением читать и писать. Потом школу пройти, шагая с пятерки на пятерку, ну ладно, иногда оступаясь на четверку. Ну, понятное дело — репетиторы, институт после школы — если не поступил на бюджет, платим за обучение, потом — работа. Может быть, у вас кругозор пошире моего — но я так жила и так думала.
Так и моим детям надлежало пройти прямой путь: школа — высшее учебное заведение покруче — работа. Она же карьера. И тут что-то случилось в пространстве, что все пошло не так. Что случилось и с чего это началось — я не знаю. Ко мне стала поступать информация, что путь обозначенный мысленно мной — не более чем моя собственная картина: нарисовала — отлично. Сдай на выставку. Пусть радуются, что бывают простые пути. Простые?
Мои друзья-музыканты взяли детей из школы, и оставили их на домашнем обучении, чтобы дети успевали работать в театре, учиться музыке и учить языки. Дети выросли самостоятельными, талантливыми и привыкшими к реальной работе. Получили хорошее домашнее образование. Сдали все экзамены, какие нужно было, экстерном. Двигаются дальше — свободные, спокойные, верующие детки, уже подростки, умеющие принимать решения, поющие в церковных хорах, играющие в спектаклях, лауреаты музыкальных премий.
Мой друг писатель уехал в далекую деревню и отдал сыновей в другой город — учиться профессии. Один из сыновей вернулся столяром, второй — печником. Сын-столяр остался в деревне с родителями, потому что хочет купить машину, чтобы ездить в город (о скандал! Папа и мама не покупают парню машину!) и работать, но быть рядом с родителями. Второй — сложил некоторое количество хороших печек и уехал в Москву — учиться на адвоката. Просто понял, чего ему хочется. Но не сразу. И сам.
Моя дочь, изо всех сил пытавшаяся саботировать репетиторов по обществознанию, отлично сдала выпускные ЕГЭ и не стала никуда поступать. Пошла работать официанткой, потом офис- менеджером. Я была в ужасе от всей этой непредсказуемости — но согласитесь, что я могла сделать? В офис-менеджерах дочь быстро соскучилась, и ушла работать... на подстанцию Марс. Да, на подстанцию Марс, которая открылась при Московском Планетарии. И теперь вместо бухгалтерских накладных и контрактов с клиентами она изучает способы добычи воды посредством горячего масла из марсианского песка. Представляете себе мое нарастающее ошеломление?
Зато когда тяга к учебе, наконец вернулась — вместе с четким представлением, чему она хочет учиться — дочь сидит на лекциях, забыв о себе, еде и вообще обо всем...
Я могу много рассказывать, но многие мои друзья все равно будут пытаться захотеть все прожить за своих детей по вот этой первоначальной, но, наверное, не всегда работающей схеме. В институт — ну хоть какой-нибудь. Хоть платный и нелюбимый. Но высшее!
Пути Господни для меня все более неисповедимы. Глаза мои расширяются все больше с каждым годом жизни — от удивления и иногда — от восторга. Зато, насколько все может сложиться лучше, чем мы сами задумали. Немного свободы. Немного творчества. Немного вместе подумать. На какое-то время забыть об одном-единственном пути. Немного понимания о том, что карьера — не всегда та награда, о которой мечтают с детства. Впустить немного воздуха в жизнь — свою и детей. Дать им немного пространства для того, чтобы чего-то захотеть. Чтобы не получилось как в песне Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть...» Дать им в конце концов услышать голос Творца — призывающий на что-то, о чем мы порой даже не догадываемся!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.