
Икона «Собор Сибирских святых» из церкви во имя Всех святых, на земле Российской просиявших (г. Новосибирск).
Верхотурье – духовный центр Урала и Западной Сибири, земля, где сосредоточены великие православные святыни, где жили многие подвижники веры Христовой. Здесь почивают мощи святого праведного Симеона Верхотурского, который, скрывая от мира свое боярское происхождение, зимой шил для крестьян шубы, а летом удалялся от людей для уединенной молитвы С именем праведного Симеона связано имя и другого сибирского святого - Космы Верхотурского.
Блаженный Косма родился в конце XVII века в семье простых горожан. От рождения он страдал болезнью ног, и мог ходить только с помощью костылей. Жил он вместе со своими родителями и братьями в заречной части города Верхотурья. Как-то родные Космы стали замечать, что он встает около часу ночи и куда-то уходит. Принялись расспрашивать - Косма только отговаривается, так толку от него и не добились. А Косма между тем каждую ночь спешил на свое любимое место к Троицкому собору, где вставал на молитву.
Блаженный Косма известен также тем, что при всей своей немощи участвовал в перенесении святых мощей сибирского угодника Божия, праведного Симеона, из села Меркушинское в Верхотурский Николаевский монастырь.
Верхотурье. 1704 г.
1-й крестьянин:
Слыхал, Митрич, какое чудо у нас случилось?
2-й крестьянин:
Не, не слыхивал. Я только вчерась воротился с промысла.
1-й крестьянин:
Намедни в наш Верхотурский Николаевский монастырь перенесли святые мощи угодника Божия Праведного Симеона. 60 верст шли мы от Меркушино.
2-й крестьянин:
Да… путь не малый.
1-й крестьянин:
Не малый, но и благодать Господь посылает не мерою. Шел рядом со мною наш Косма юродивый на костыликах своих. И сильно уставши, начинал просить он угодника: «Брате Симеоне! Давай отдохнем…» - и после того никакая сила не могла сдвинуть гроб с мощами с места. И так три раза стояли!
2-й крестьянин:
Да… Дивен Бог во святых своих. Видно, правду народ говорит, что Косма наш юродивый - праведник великий!
Устное сказание об этом чуде подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей праведного Симеона, есть изображение юродивого с костылями. Так своей хромотой и мнимым безумием Косма прославил великого угодника Божия Праведного Симеона. Там, где блаженный Косма делал остановки, были впоследствии поставлены часовни и церковь.
После смерти блаженного Космы у могилы, где он был похоронен , забил родничок с чистой и вкусной водой. Этот источник народ так и прозвал – «слезы Космы юродивого».
В 1920 году, чтобы спасти останки блаженного Космы от поругания безбожниками, монахини Свято-Покровского женского монастыря, тайно перезахоронили их возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. Но люди узнали об этом, и в продолжении 70 лет паломники с благоговением брали землю с могилы блаженного Космы.
В1995 году на светлой седмице мощи блаженного Космы Верхотурского по благословению Преосвященнейшего епископа Никона были перенесены в Свято-Покровский женский монастырь.
В 2003 году на том месте, где молитвами блаженного Космы во время крестного хода останавливались мощи праведного Симеона, был основан монастырь - Свято-Косминская мужская пустынь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому женщинам входить на территорию пустыни запрещено. Ковчежец с частицей мощей блаженного Космы монахи иногда выносят в комнату для гостей, чтобы и сестры могли приложиться к честным останкам святого.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема