
Икона «Собор Сибирских святых» из церкви во имя Всех святых, на земле Российской просиявших (г. Новосибирск).
Верхотурье – духовный центр Урала и Западной Сибири, земля, где сосредоточены великие православные святыни, где жили многие подвижники веры Христовой. Здесь почивают мощи святого праведного Симеона Верхотурского, который, скрывая от мира свое боярское происхождение, зимой шил для крестьян шубы, а летом удалялся от людей для уединенной молитвы С именем праведного Симеона связано имя и другого сибирского святого - Космы Верхотурского.
Блаженный Косма родился в конце XVII века в семье простых горожан. От рождения он страдал болезнью ног, и мог ходить только с помощью костылей. Жил он вместе со своими родителями и братьями в заречной части города Верхотурья. Как-то родные Космы стали замечать, что он встает около часу ночи и куда-то уходит. Принялись расспрашивать - Косма только отговаривается, так толку от него и не добились. А Косма между тем каждую ночь спешил на свое любимое место к Троицкому собору, где вставал на молитву.
Блаженный Косма известен также тем, что при всей своей немощи участвовал в перенесении святых мощей сибирского угодника Божия, праведного Симеона, из села Меркушинское в Верхотурский Николаевский монастырь.
Верхотурье. 1704 г.
1-й крестьянин:
Слыхал, Митрич, какое чудо у нас случилось?
2-й крестьянин:
Не, не слыхивал. Я только вчерась воротился с промысла.
1-й крестьянин:
Намедни в наш Верхотурский Николаевский монастырь перенесли святые мощи угодника Божия Праведного Симеона. 60 верст шли мы от Меркушино.
2-й крестьянин:
Да… путь не малый.
1-й крестьянин:
Не малый, но и благодать Господь посылает не мерою. Шел рядом со мною наш Косма юродивый на костыликах своих. И сильно уставши, начинал просить он угодника: «Брате Симеоне! Давай отдохнем…» - и после того никакая сила не могла сдвинуть гроб с мощами с места. И так три раза стояли!
2-й крестьянин:
Да… Дивен Бог во святых своих. Видно, правду народ говорит, что Косма наш юродивый - праведник великий!
Устное сказание об этом чуде подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей праведного Симеона, есть изображение юродивого с костылями. Так своей хромотой и мнимым безумием Косма прославил великого угодника Божия Праведного Симеона. Там, где блаженный Косма делал остановки, были впоследствии поставлены часовни и церковь.
После смерти блаженного Космы у могилы, где он был похоронен , забил родничок с чистой и вкусной водой. Этот источник народ так и прозвал – «слезы Космы юродивого».
В 1920 году, чтобы спасти останки блаженного Космы от поругания безбожниками, монахини Свято-Покровского женского монастыря, тайно перезахоронили их возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. Но люди узнали об этом, и в продолжении 70 лет паломники с благоговением брали землю с могилы блаженного Космы.
В1995 году на светлой седмице мощи блаженного Космы Верхотурского по благословению Преосвященнейшего епископа Никона были перенесены в Свято-Покровский женский монастырь.
В 2003 году на том месте, где молитвами блаженного Космы во время крестного хода останавливались мощи праведного Симеона, был основан монастырь - Свято-Косминская мужская пустынь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому женщинам входить на территорию пустыни запрещено. Ковчежец с частицей мощей блаженного Космы монахи иногда выносят в комнату для гостей, чтобы и сестры могли приложиться к честным останкам святого.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер