
«Житие Александра Невского», студия: Евразия, режиссёр: Георгий Кузнецов
— Не в силе Бог, а в правде! Вспомним псалмопевца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях. А мы Господа нашего призовём. Они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо!»
Знакомые слова мы только что услышали, не правда ли? Так перед выходом из Новгорода на битву со шведами обращался к своей дружине Александр Невский. Это знаменитое изречение упоминается в житии святого благоверного князя. А прозвучал в начале нашей программы фрагмент из художественного фильма, который так и называется — «Житие Александра Невского». Он вышел на экраны в 1991 году. Режиссёр Георгий Кузнецов не давал по поводу премьеры специальных интервью, предпочтя, чтобы каждый вынес о фильме собственное суждение. И лента, несмотря на небольшой бюджет и ограниченный прокат, не осталась незамеченной. «Таким Александра Невского на экране мы ещё не видели», — писали о фильме критики.
Без сомнения, самый узнаваемый кинообраз князя-победителя воплотил Сергей Эйзенштейн в своей легендарной ленте 1938 года.
На протяжении последующих лет были и другие, менее масштабные попытки экранизировать ратные подвиги Александра Невского. Но Георгий Кузнецов пошёл по куда более сложному пути. В его киноработе перед нами предстаёт не только бесстрашный воин и мудрый правитель. Но, прежде всего — святой человек. Мы не увидим на экране Невскую битву и Ледовое побоище. И всё же нас ждёт нечто потрясающее. Перед нами откроется душа князя Александра Ярославича. Мы станем свидетелями его переживаний, светлых и печальных воспоминаний.
Сюжет фильма, вкратце, таков: 1263 год. Александр Невский возвращается во Владимир из поездки в Золотую Орду. Миссия его была нелёгкой. Князь надеялся уговорить хана Берке не забирать в монгольское войско жителей Руси. В конце концов Александру Ярославичу удалось убедить ордынского правителя. С добрыми вестями для своих подданных собирался он домой. Но перед тем, как тронуться в обратный путь, князь тяжело заболел. Сани с ослабевшим, то и дело впадающим в забытье Александром Невским приближался к местечку Городец на берегу Волги. Чувствуя, что жить ему осталось недолго, Князь зовёт к себе митрополита — он хочет перед кончиной принять монашеский постриг.
Интересно, что режиссёру удалось воплотить в своей работе и букву, и дух канонического жития святого князя. Реплики актёров практически дословно повторяют его текст. При этом разрозненные факты из жития Георгий Кузнецов сумел довольно оригинально художественно объединить в цельную картину. Сделал он это с помощью различных исторических связок. Так, в фильме вместе с Александром Невским из Орды едут его приближённые. В их числе — старшина Пелгусий, финн, воевавший на стороне русского князя в Невской битве — сражении новгородского войска со шведами на Неве в 1240 году. В одном из эпизодов больной князь зовёт к себе Пелгусия и просит рассказать о чудесном видении, которое тот лицезрел перед сражением.
— Говоришь, Бориса и Глеба перед Невской битвой видел?
— Ходил я лазутчиком к латинянам. Сидел в кустах на берегу. Всю ночь не спал. Когда же начало восходить солнце, я услышал на море шум. И увидел ладью. Страстотерпцы Борис и Глеб на ней стояли.
— Об этом не говори никому...
Кстати, в этом и ещё в нескольких эпизодах картины «Житие Александра Невского» очень удачно используется анимация. Мы видим небесную ладью, а в ней — святых родственников князя Александра Ярославича, явившихся помочь ему в тяжёлую минуту. Такой приём вносит разнообразие и динамику в неторопливое киноповествование, основа которого — разговоры, воспоминания и картины прошлого.
Существует мнение, что Эйзенштейну в его «Александре Невском» не разрешили снять финал с кончиной князя. Советский фильм сталинской эпохи должен был изобразить бессмертного народного вождя. Александр Невский режиссёра Георгия Кузнецова — тоже бессмертный. Но здесь мы видим не только бессмертие человеческой идеи и подвига. А, прежде всего, бессмертие души. Пример верности не только Отечеству, но и Богу. Не только воинскую доблесть князя, но и его христианскую жизнь. А без всего этого, согласитесь, даже самая талантливая картина о святом праведном князе Александре Невском не была бы полной.
Чтобы Грише подобрали нужное лечение

Грише Муратову 12 лет, он очень любознательный — настоящий исследователь мира. Правда вот уже два года он видит его только из окна больничной палаты, потому что у него онкологическое заболевание.
Обнаружилось всё случайно — воспалились лимфоузлы. В деревне, где Гриша жил вместе с дедушкой и бабушкой, не было нужной диагностики, но всё же врач заподозрил неладное и отправил подростка в областную больницу на обследование. Там опасения подтвердились, и Гришу направили в Москву.
В больнице подросток не унывает: из книг, обучающих видеороликов, школьной программы — он черпает огромную массу знаний, ему всё интересно. А недавно он приступил к написанию фантастического детектива.
В перерывах между обучением и творчеством Гриша проходит лечение — курсы химио и лучевой терапии, операции. Однако болезнь не спешит отступать.
Сейчас Грише назначили редкое и дорогостоящее исследование. Оно позволит провести углублённую и точную диагностику. Это даст возможность врачам скорректировать лечение, а значит сделать его более эффективным.
Оплатить процедуру самостоятельно семья Гриши не может, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Жизнь». На сайте фонда вы можете прочитать полную историю Гриши Муратова и поддержать его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский о болезнях и страдании». Фредерика де Грааф

У нас в студии была врач рефлексотерапевт, сотрудница фонда «Вера», духовная дочь митрополита Антония Сурожского Фредерика де Грааф.
Наша гостья рассказала о своем общении с владыкой Антонием и о его размышлениях о болезнях, скорбях и их преодолении. О его словах, о том, как важно быть рядом с человеком, хранить тишину и молчаливо молиться, чтобы разделить с ним присутствие во Христе. Фредерика говорит о том, что больные особенно тонко чувствуют тех, кто рядом, так же, как дети, — и именно искренность и открытость сердца становятся настоящей поддержкой для страдающего.
Особое место занимает тема ухода близких. Фредерика делится опытом работы в хосписе, вспоминает детей и взрослых пациентов, которые перед смертью свидетельствовали о встрече с вечной жизнью. Она говорит о готовности отпускать тех, кто уходит, и о том, что смерть для христианина — не конец, а переход к Богу и встреча в любви.
В завершение звучат слова о надежде, которая побеждает страх разлуки: Христос — реальность, Его любовь — живая истина, и потому «разлуки не будет».
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Третья беседа с Борисом Братусем была посвящена психологии в богословии владыки Антония (эфир 10.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«XIV Елисаветинский крестный ход». Священник Дионисий Казанцев, Андрей Миланович

У нас в гостях были настоятель Спасского храма в селе Усово священник Дионисий Казанцев и директор Православного просветительского центра «Усово-Спасское» Андрей Миланович.
Мы говорили о сохранении памяти о семье императора Николая II, о великом князе Сергее Александровиче и преподобномученице великой княгине Елизавете Фёдоровне, а также о ежегодном Елисаветинском крестном ходе, который проходит в подмосковном Усово.
Все выпуски программы Светлый вечер