В тот момент, когда Христос умер на кресте, «земля потряслась и камни расселись» - то есть в скалах появились глубокие трещины. Так говорится в Евангелии от Матфея.
Эта яркая деталь евангельского рассказа заинтересовала ученых из Германского исследовательского центра геологических наук. В 2012 году немецкие специалисты с помощью современных методов попытались выяснить – говорит евангелист о реальных природных явлениях, происходивших в действительности, или просто использует яркий образ для того, чтоб подчеркнуть драматизм ситуации?
После ряда исследований геологи Маркус Шваб и Ахим Брауэр смогли доказать, что в момент смерти Спасителя в Палестине и в самом деле произошло землетрясение.
Мнение эксперта:
Во время исследований вертикальных срезов донных отложений Мертвого моря, обнаружился интересный феномен: некоторые залегающие снизу и более плотные слои почвы периодически набегают на верхние - менее плотные и более молодые. Это приводит к образованию волнообразных узоров. Причиной такого перемешивания донных слоев Мертвого моря могли стать встряски, вызванные подземными толчками.
Донные осадки имеют структуру годичных слоев – подобно годовым кольцам на срезе дерева. По ним можно довольно точно провести датировку. Мертвое море в северной его части находится от Иерусалима всего в девятнадцать километрах. Так что благодаря донным слоям мы можем с уверенностью сказать, что в период с двадцать шестого по тридцать шестой год в районе Иерусалима случилось ощутимое землетрясение, оказавшее определенное влияние на земную кору.
Интересно, что установленное немецкими учеными возможное время землетрясения - с двадцать шестого по тридцать шестой год, совпадает с периодом правления римского наместника в Иудее Понтия Пилата, при котором и произошло Распятие Христа.
Сохранилось еще одно историческое свидетельство о том, что в конце третьего, или в начале четвертого десятилетия первого века по Ближнему Востоку прокатилось мощное землетрясение. Об этом рассказывает в своих дневниках греческий историк второго века Публий Элий Флегон. Он называет наиболее вероятными годами стихийного бедствия тридцать второй или тридцать третий. При этом Флегона трудно заподозрить в желании придать вес евангельскому рассказу. Флегон был придворным хронографом римского императора Адриана, который относился к христианам враждебно.
Сейсмологические исследования немецких ученых существенно дополнили исторические свидетельства и подтвердили правдивость евангельского рассказа. Однако специалисты Германского исследовательского центра геологических наук на этом не остановились. Основываясь на своих открытиях, они попытались установить точную дату Распятия Спасителя.
Мнение эксперта:
В Евангелии говорится, что это событие произошло в пятницу, накануне иудейской пасхи, которая отмечается в 15-й день весеннего месяца Нисана. Этот месяц еврейского календаря начинается после первых проявлений весны, с появлением на небе новой луны. Он частично совпадает с мартом и апрелем, и его 15-й день в разные годы приходится на разные дни недели. В тот год, когда наступление иудейской пасхи совпало с пятницей, и произошло Распятие Христа. Ученые воссоздали лунный иудейский календарь первого века, сопоставили его с данными сейсмологических изысканий и евангельским рассказом, и назвали дату – 3 апреля 33-го года.
Версия немецких ученых, предлагающая точные даты Распятия и Воскресения, к сожалению, не может считаться убедительной. Дело в том, что в древнем Израиле был принят лунный календарь с месяцами по 28 дней. Двенадцать месяцев по 28 дней не восполняют солнечный год, так что приходится либо в некоторые годы вставлять дополнительный месяц, либо в сложном порядке вставлять дополнительные сутки. Как именно это происходило во времена Спасителя, точно сказать невозможно. Все попытки воссоздать еврейское исчисление дней двухтысячелетней давности находят своих критиков.
А вот научное доказательство того, что земля не только содрогнулась в ответ на Распятие Богочеловека, но и до наших дней сохранила в своих недрах информацию об этом, было принято с благодарностью всеми христианами.
Евгения Павлычева
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер