В двух километрах от старинного села Подгоры с незапамятных времен бьет из-под земли родник. В народе его именуют Ильинским – по названию сельского храма, и почитают чудотворным. В конце двадцатого века этот источник почти пересох и пришел в запустение. Его расчистили и вернули к жизни сестры Свято-Ильинской обители, учрежденной при храме в Подгорах в 2003 году.
Вскоре возле целительного ключа появился еще один монастырь – мужской, освященный в честь Животворящего Креста Господня. На источнике была установлена резная деревянная купальня – совершать погружения в живую воду стало удобней. Водица хороша – ледяная, не больше трех градусов, богатая серебром и другими полезными минералами. Окунешься, сделаешь несколько глотков – и будто заново родился.
Рядом с источником – храм во имя Креста Господня. Срубленный по всем канонам русского деревянного зодчества, он похож на сказочный терем. Для его изготовления из Твери в Самару привезли двести кубометров особой, спелой ели. В работе над храмом участвовал выдающийся мастер по дереву, Дмитрий Арудчев. Он один из немногих в России, кто владеет умением украшать купола ле́мехами – деревянными лепестками. Эта древняя технология почти канула в Лету, поэтому особенно отрадно увидеть у нас под Самарой церковный купол, на котором собрано около полутора тысяч лемехов! Обратите внимание и на кресты – их умелец виртуозно вы́резал из розового дуба.
Есть чему подивиться и внутри монастырского храма. Специально для этой церквушки в Самарской мастерской Валерия Молчанова были изготовлены мозаичные иконы из уральских самоцветов – Яшмы, чароита, родонита и кварца.
Паломники-мужчин
Подгоры, как и другие села Самарской Луки, труднодоступны для посещения. Для того, чтобы попасть сюда, нужно пересечь Волгу в районе Рождествено и пройти несколько километров пешком. Но может быть это и хорошо? Природа будто защищает эти заповедные места от нас, чтобы для нас же их и сохранить – в первозданном, нетронутом цивилизацией виде.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема