В календаре всех Православных Церквей есть особые дни, когда в храмах возносятся особые молитвы об умерших. В России такие дни обычно называются «родительскими субботами». Родительских суббот в году несколько – большая их часть приходится на Великий пост. Есть еще летняя родительская суббота, накануне дня Святой Троицы, и осенняя – Дмитровская родительская суббота, установленная в честь погибших на Куликовом поле воинов.
В иных Православных Церквах также есть дни особого молитвенного поминовения умерших. Если говорить о сербской и болгарской традициях, то они в чем-то похожи на нашу. Православные сербы и болгары особенно молятся о душах умерших весной, летом и осенью - так же, как и мы в России. Вот только называются эти дни не «родительскими субботами», а «задушницами». Объясняется название «задушница» очень просто. «Задушница» - день, когда молятся за души умерших людей.
Главными задушницами у сербов и болгар считаются: поминовение умерших перед Масляницей (весенняя задушница), перед Вознесением или Троицей (летняя задушница) и перед днем Архангела Михаила (осенняя задушница). У болгар молитва об умерших как и у нас приходится на субботу. А вот сербы свои задушнцы проводят в пятницу, которая, являясь постным днем, считается у них для молитвы за умерших более подходящей.
Несмотря на разницу в дне проведения задушницы в Сербии и Болгарии начинаются одинаковым образом. Рано утром люди идут в храм, где совершается поминальное богослужение. С собой в храм они несут кутью или коливо. Это смесь варенных зерен пшеницы с медом, орехами и прочими ингредиентами. Кутья готовится заранее вечером. Побывав в храме, кутья после богослужения раздается нищим.
У сербов и болгар принято относиться к нищим следующим образом. Считается, что молитва нищего быстрее доходит до Бога, так как Господь в первую очередь принимает молитву страдающего человека. Вручая нищему чашку с кутьей сербы и болгары обращаются к нему: «Помолись, брате, об упокоении души (и называют имя умершего).
Часть кутьи оставляется и относится потом на могилу. Кутью высыпают на могильный холмик с расчетом, чтобы туда прилетали птицы. У южных славян появление птиц на могиле считается символом соприкосновения души умершего с нашим миром. Как птица спускается на могилу, так и душа прилетает с небес пообщаться с родными.
В некоторых сербских и болгарских селах принято также выливать на могилы родственников вино. Происходит это так. Часть вина выливается на могильный холмик, а остальное вино выпивается. Это никак не связано с желанием выпить. Опьянение в дни поминок и на задушницы считается грехом. Традиция приносить на могилу в Сербии и Болгарии – давний обряд. Он считается символом соединения души умершего с его живущей на земле родней.
К поминовению усопших в Сербии и Болгарии вообще относятся очень благоговейно. Поэтому в дни задушниц православные храмы в этих странах переполнены людьми, которые молятся об упокоении душ умерших близких.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер