Накануне праздника Петра и Павла мы с мужем поехали на службу в один замечательный деревенский храм в Клинском районе. В этом храме вот уже много лет служит один-единственный священник, и всё у него там как-то… по-домашнему. Служба начинается после исповеди: не в фиксированное время, а когда все поисповедуются. Именинников соборно поздравляют: дарят подарки, поют «Многая лета», чай пьют… Но больше всего меня поражают в этом храме проповеди. Они всегда ёмкие, понятные и будто… специально для меня.
В этот раз у солеи собралось очень много ребятишек, и батюшка спросил, есть ли у них дома компьютерные игры. Дети, конечно, оживились, закивали. А он снова спросил: «Вам, наверное, нравится в них играть?». Опять закивали. «А сколько вы можете проиграть в них? Час можете?». «Да!», – закричала ребятня. «Я два могу!», «А я сутки!»… «А вы никогда не думали, – продолжил спрашивать батюшка, – а зачем вы играете в компьютерные игры?». Ребята примолкли. Наверное, каждый хотел сначала для себя найти ответ. А батюшка серьёзно посмотрел на детей и обратился к взрослым.
- Хороший вопрос, – «зачем?». Очень хороший. С ним легко тестируются наши намерения. Например, захотелось нам поиграть в компьютерную игру. И мы играем. Играем 10 минут. И спрашиваем себя: «А зачем? Зачем я играю 10 минут?». Отвечаем: «Чтобы отдохнуть от тяжёлой работы в офисе». К примеру. Продолжаем играть. Ещё десять минут. Потом ещё десять. И уже отдохнули, и уже забыли, что на работе делали, а всё играем… А через час – опять задаём себе вопрос: «Зачем? Зачем играем час?». А ответа нет. Единственное, чем оправдываем себя – «хочется». А зачем хочется? Да просто – хочется и все. Или, другой пример. Садимся за праздничный стол. Голодны до коликов. Уплетаем большой кусок баранины, заедаем картошкой… И наелись, вроде, всё. Но продолжаем есть. Зачем? Непонятно. Задавая себе вопрос «зачем», мы можем протестировать любое своё желание. Просто надо вовремя себя спрашивать.
Меня так впечатлила проповедь батюшки, что, выйдя из храма, я стала мысленно перебирать все свои «хочу - не хочу». И оказалось, что «зачем?», действительно, отлично работает в любых сферах! В семье, в воспитании, в съёмках сюжетов или даже –в написании текстов для радиоблога, где очень важно не уйти в многословие, когда тема уже исчерпана, а дальнейший разговор встаёт в шеренгу слов разряда «просто хочется».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема












