Накануне праздника Петра и Павла мы с мужем поехали на службу в один замечательный деревенский храм в Клинском районе. В этом храме вот уже много лет служит один-единственный священник, и всё у него там как-то… по-домашнему. Служба начинается после исповеди: не в фиксированное время, а когда все поисповедуются. Именинников соборно поздравляют: дарят подарки, поют «Многая лета», чай пьют… Но больше всего меня поражают в этом храме проповеди. Они всегда ёмкие, понятные и будто… специально для меня.
В этот раз у солеи собралось очень много ребятишек, и батюшка спросил, есть ли у них дома компьютерные игры. Дети, конечно, оживились, закивали. А он снова спросил: «Вам, наверное, нравится в них играть?». Опять закивали. «А сколько вы можете проиграть в них? Час можете?». «Да!», – закричала ребятня. «Я два могу!», «А я сутки!»… «А вы никогда не думали, – продолжил спрашивать батюшка, – а зачем вы играете в компьютерные игры?». Ребята примолкли. Наверное, каждый хотел сначала для себя найти ответ. А батюшка серьёзно посмотрел на детей и обратился к взрослым.
- Хороший вопрос, – «зачем?». Очень хороший. С ним легко тестируются наши намерения. Например, захотелось нам поиграть в компьютерную игру. И мы играем. Играем 10 минут. И спрашиваем себя: «А зачем? Зачем я играю 10 минут?». Отвечаем: «Чтобы отдохнуть от тяжёлой работы в офисе». К примеру. Продолжаем играть. Ещё десять минут. Потом ещё десять. И уже отдохнули, и уже забыли, что на работе делали, а всё играем… А через час – опять задаём себе вопрос: «Зачем? Зачем играем час?». А ответа нет. Единственное, чем оправдываем себя – «хочется». А зачем хочется? Да просто – хочется и все. Или, другой пример. Садимся за праздничный стол. Голодны до коликов. Уплетаем большой кусок баранины, заедаем картошкой… И наелись, вроде, всё. Но продолжаем есть. Зачем? Непонятно. Задавая себе вопрос «зачем», мы можем протестировать любое своё желание. Просто надо вовремя себя спрашивать.
Меня так впечатлила проповедь батюшки, что, выйдя из храма, я стала мысленно перебирать все свои «хочу - не хочу». И оказалось, что «зачем?», действительно, отлично работает в любых сферах! В семье, в воспитании, в съёмках сюжетов или даже –в написании текстов для радиоблога, где очень важно не уйти в многословие, когда тема уже исчерпана, а дальнейший разговор встаёт в шеренгу слов разряда «просто хочется».
«Неожиданный приход к вере»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере и стал христианином после какого-либо чуда или удивительного события в жизни в уже сознательном возрасте, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Наталия Лангаммер, Алла Митрофанова и наш гость — настоятель храма святителя Иова, патриарха Московского и Всея Руси священник Александр Нарушев.
Все выпуски программы Светлые истории
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение