Накануне праздника Петра и Павла мы с мужем поехали на службу в один замечательный деревенский храм в Клинском районе. В этом храме вот уже много лет служит один-единственный священник, и всё у него там как-то… по-домашнему. Служба начинается после исповеди: не в фиксированное время, а когда все поисповедуются. Именинников соборно поздравляют: дарят подарки, поют «Многая лета», чай пьют… Но больше всего меня поражают в этом храме проповеди. Они всегда ёмкие, понятные и будто… специально для меня.
В этот раз у солеи собралось очень много ребятишек, и батюшка спросил, есть ли у них дома компьютерные игры. Дети, конечно, оживились, закивали. А он снова спросил: «Вам, наверное, нравится в них играть?». Опять закивали. «А сколько вы можете проиграть в них? Час можете?». «Да!», – закричала ребятня. «Я два могу!», «А я сутки!»… «А вы никогда не думали, – продолжил спрашивать батюшка, – а зачем вы играете в компьютерные игры?». Ребята примолкли. Наверное, каждый хотел сначала для себя найти ответ. А батюшка серьёзно посмотрел на детей и обратился к взрослым.
- Хороший вопрос, – «зачем?». Очень хороший. С ним легко тестируются наши намерения. Например, захотелось нам поиграть в компьютерную игру. И мы играем. Играем 10 минут. И спрашиваем себя: «А зачем? Зачем я играю 10 минут?». Отвечаем: «Чтобы отдохнуть от тяжёлой работы в офисе». К примеру. Продолжаем играть. Ещё десять минут. Потом ещё десять. И уже отдохнули, и уже забыли, что на работе делали, а всё играем… А через час – опять задаём себе вопрос: «Зачем? Зачем играем час?». А ответа нет. Единственное, чем оправдываем себя – «хочется». А зачем хочется? Да просто – хочется и все. Или, другой пример. Садимся за праздничный стол. Голодны до коликов. Уплетаем большой кусок баранины, заедаем картошкой… И наелись, вроде, всё. Но продолжаем есть. Зачем? Непонятно. Задавая себе вопрос «зачем», мы можем протестировать любое своё желание. Просто надо вовремя себя спрашивать.
Меня так впечатлила проповедь батюшки, что, выйдя из храма, я стала мысленно перебирать все свои «хочу - не хочу». И оказалось, что «зачем?», действительно, отлично работает в любых сферах! В семье, в воспитании, в съёмках сюжетов или даже –в написании текстов для радиоблога, где очень важно не уйти в многословие, когда тема уже исчерпана, а дальнейший разговор встаёт в шеренгу слов разряда «просто хочется».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.