Есть такой мультфильм: «Ох и Ах идут в поход». Персонажи его воплощают разные эмоции. Ох — постоянно недоволен и прогнозирует неудачи, а вот Ах, наоборот, всё время приятно удивлён и радуется всему, что происходит. Мы часто бываем похожи на этих героев, иногда восклицаем «Ах, как красиво!», а иногда — «Ох, как тяжело!» А ещё у нас есть множество других слов, с помощью которых мы выражаем эмоции и демонстрируем реакции на окружающие события. Эти слова называются междометиями. Они не принадлежат к самостоятельным частям речи, таким как глагол или существительное, но и не являются служебными, как предлог или частица. А находятся как бы между, поэтому раньше даже назывались междУметиями. В языке они могут не только выражать эмоции. Удивительно, что междометия способны заменять глагол. Например, в романе Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строчки: «Татьяна ах! медведь за ней».
Для выражения действия в языке существуют слова «прыг-скок», «топ-топ», «на!», «вон!» Подзывая кошку, мы говорим «кис-кис», а кормя голубей — «гули-гули». Это побудительные междометия, сходные по функции с повелительными глаголами. Есть и другие возможности данных слов. Они могут выражать:
отрицание и недовольство: «Фу!»
пренебрежение: «Фи!»
восхищение: «Ах!», «Ого!»
удивление: «Ой!»
восторг и воодушевление: «Ура!»
Междометия активно используются в художественных произведениях. Они позволяют передать живую речь персонажей или выразить чувства автора. Можно много говорить о междометиях, но, ах! нужно заканчивать! Напоследок приведу строчки поэта Марины Цветаевой, где звучат междометия:
Ёмче органа и звонче бубна
Молвь — и одна для всех:
Ох, когда трудно, и ах, когда чудно,
А не даётся — эх!
Ах с Эмпиреев и ох вдоль пахот,
И повинись, поэт,
Что ничего кроме этих ахов,
Охов у Музы нет.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







