
До воцерковления я часто задавалась вопросом, зачем люди ходят в храм? Атеисткой я никогда не была, но, как говорится, верила «в душе» .
Однажды я спросила свою верующую подругу — «Зачем ходить в церковь, если я в Бога верю в душе?». Она чуть замешкалась и ответила вопросом на вопрос:
— Вот, ты маму любишь?
— Конечно.
— Она знает об этом?
— Думаю, знает.
— Откуда?
— Ну, я ей говорю об этом. Обнимаю, целую.
— Вот видишь. Тебе же любимого человека хочется и обнять, и приласкать, сказать ему слово доброе... Так и с Богом.
Её ответ меня тогда поразил. Мама ведь живая. А Бог — это... Бог. К тому же Он и Сам всё знает про каждого. Гораздо позже, вместе с верой пришло понимание, что наш Бог — Живой. И общение с Ним живое.
Молитва — это разговор. Храм — это дом Божий. В храме сходит Дух Святой, и можно почувствовать Божью благодать.
Туда ещё не каждому легко зайти. Помню, мне было 14 лет. С родителями приехали на экскурсию в Великий Новгород. Зашли в храм Святой Софии, а мне там стало плохо. Вынесли меня на руках на паперть. Отдышалась. Зашла обратно, снова стало дурнеть. Вышла. Надо же, как бывает — подумала.
Позже в храме Спаса-На-Крови в Санкт-Петербурге тоже потеряла сознание. Наверное, к общению с Господом тоже надо быть готовым. А то и не получится ничего.
Когда воцерковлялась, по несколько раз выходила из храма во время службы. Так мне было дурно. Теперь и сама понимаю, как дорога возможность общения с Богом в храме.
Приехала в Москву из Петербурга моя старая приятельница. Действительно очень хороший человек. Конечно, со своими грехами, «как у всех», верующей в Бога «в душе».
Мы встретились в кафе, долго болтали. Я рассказывала о духовной стороне своей жизни. И она очень захотела в церковь на службу. Это была пятница. Я ей предложила встретиться в воскресенье в одном городском храме.
Она загорелась, обрадовалась, а на завтра слегла с высокой температурой. Прийти в храм оказалось не так-то просто. Я это понимаю.
Человек — раб по природе своей. Он служит либо Господу, и свободен в этом, как бы парадоксально это ни звучало, либо он служит греху — своим прихотям, похотям, чреву. И здесь начинается настоящее крепостничество. Даже в храм Божий не войдёшь.
Верить в душе — это всё равно, что в душе зарплату получать, обедать, спать в душе. Бесполезно. И если мы почему-то откладываем посещение храма, то только по грехам. Не отпускают нас из своих цепких лап.
Мы сами себя лишаем главного — общения со Христом. А ведь — это единственный смысл нашего пребывания на земле — наладить отношения с Господом. Покаяться в таинстве исповеди. Причаститься святых Христовых Тайн. И жить во славу Божию. Чем раньше мы выйдем к Богу на встречу, тем лучше.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.