«Зачем и на что берут благословение?» Епископ Алатырский и Порецкий Феодор - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Зачем и на что берут благословение?» Епископ Алатырский и Порецкий Феодор

* Поделиться

У нас в гостях был епископ Алатырский и Порецкий Феодор.

Разговор шел о благословении: зачем, в каких случаях и у кого его берут, что оно даёт, и что будет, если пришлось его нарушить.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз понедельник, восемь часов вечера, в очередной раз пришла пора неофиту задавать свои неофитские вопросы золотым людям, которые сегодня здесь находятся. И сегодня программа, прямо скажем, необычная, для меня очень важная. Начну издалека. Это лето, минувшее лето, запомнится мне не только переживаниями, не только тревожными ожиданиями, не только сожалениями и сочувствиями, но и восхитительным, пожалуй, самым восхитительным путешествием за очень долгий период, который подарил мне Господь. Я ездил в Алатырь. Для тех, кто не представляет, это где-то порядка двухсот пятидесяти — трехсот километров от Нижнего Новгорода в сторону неопределенную, через какие-то заброшенные заросшие поля, мимо каких-то остановок, выкрашенных давно облупившейся краской, по пустынным дорогам куда-то в сторону Саранска, если я правильно понимаю. Ехать я туда не хотел, но вроде как друзья сказали: обязательно надо поехать, тебя ждет владыка. Там есть монастырь в Алатыре. Я вздохнул и поехал. Если бы я знал, что ожидало меня там, я бы сорвался и полетел быстрее собственного крика. Представьте себе, я даже не знаю, как это назвать... Если вы читали Клайва Стейплза Льюиса с его «Нарнией» — именно это. Некая дверца в маленьком, в общем-то, обычном провинциальном городке, открыв которую вы попадаете не то в Грецию, не то на Святую Землю. Кипарисы, счастливые люди, фантастическая архитектура, какие-то свидетельства прошедших лет, огромная колокольня с огромными колоколами, которые ужасно красиво звучат, невероятная, абсолютно средиземноморская кухня. Добавьте сюда собственную сыроварню, какую-то пекарню, гуляющих павлинов, павлиньи перья в каждом углу, и вы получите лишь слабое представление о том, что такое Алатырский монастырь. Конечно же, прекрасен он не павлиньими перьями в углу, а теми людьми, которые там служат, которые там живут. И в первую очередь, человеком, который возглавляет жизнь в этом Алатырском монастыре. Я мечтал пригласить его в гости, Господь услышал мои молитвы, узнал о моих мечтах, и вот я с огромной радостью приветствую епископа Алатырского и Порецкого Феодора в студии радио ВЕРА. Добрый вечер, владыка.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Добрый вечер.

Александр Ананьев:

— Большая радость видеть вас здесь.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я тоже очень рад.

Александр Ананьев:

— Я даже немножко волнуюсь, потому что для меня это действительно важно. Что, в общем, со мной довольно редко бывает на программе «Вопросы неофита». Если коротко постараться ответить, какую роль — для сегодняшней темы это важно — Алатырский монастырь играет в жизни этого маленького провинциального городка Алатырь?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Хочу вспомнить визит православной молодежи из двенадцати стран, которые тоже по Божьей милости был совершен в Алатырь, и сопровождающий этой группы сказал: если бы не монастырь и не епархия, то города Алатыря, может быть, уже и не было. Потому что порядка трехсот таких городков уже исчезло с карты России. По сути это, скажем, душа города. Та душа, которая оживляет его, поддерживает в нем жизнь и которая позволяет ему держаться и, может быть, и развиваться.

Александр Ананьев:

— И ведь город-то непростой, он многонациональный?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Город многонациональный, там основное население, конечно, русскоязычное, русские, но много мордвы, потому что граница с Мордовией рядом. Есть и чуваши, потому что Чувашская республика, есть и татары, есть и исламский центр у нас. Люди, как в свое время были царем туда присланы из разных Российских губерний, так там и живут многие.

Александр Ананьев:

— Почему я спросил о роли этого монастыря в жизни этого маленького городка. Маленький-то маленький, ну, сколько там, тысяч сто, наверное?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Нет, тридцать две тысячи.

Александр Ананьев:

— Тридцать две тысячи. Все равно много. Представьте себе, друзья, картину, которую я в Москве отвык, наверное, видеть, не привык я к такому. Владыка выходит на улицу, мы с ним идем по улице туда, где будет какое-то мероприятие или в епархию идем. Практически каждый житель этого города подходит сам, подводит детей, мамы счастливые: бегом-бегом, давай, у владыки получи благословение. Практически каждый подходит, такое впечатление, что вас знает там буквально каждый в этом городе.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Действительно я хожу по улицам, живу в монастыре в своей келье, иду в епархиальное управление, либо даже просто иду на службу в городские храмы, иду пешком. У людей есть возможность подойти, взять благословение, задать какие-то вопросы. Я думаю, что эта идея святейшего патриарха — образование новых епархий и послужила на пользу, дала возможность людям быть ближе к епископу, и епископам быть ближе к людям.

Александр Ананьев:

— На самом деле тема нашего разговора может быть любой, и она мне доставила бы радость в любом случае. Но поскольку сразу у меня перед глазами картина, как детишки подходят к вам взять благословение, взрослые подходят, мне стало ужасно интересно поговорить с вами на тему, что такое вообще благословение. Что это значит, когда я подхожу к священнику, сложив правую ладонь поверх левой, протягиваю их: благословите. Кто может благословить и в каких случаях, на что можно благословить, и вообще, что такое благословение? Собственно, это и будет темой нашей сегодняшней программы «Вопросы неофита», об этом мы еще никогда не говорили. Несмотря на то, что это простая штука абсолютно, спроси меня, что такое благословение, что происходит со мной, когда священник, владыка Феодор меня благословил, что меняется во мне, что меняется в моей жизни после этого благословения? Начну, пожалуй, с начала. «Благословен Бог Наш всегда и ныне и присно и во веки веков». Что обозначает эта фраза? Что значит благословен Бог?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Давайте мы обратимся к самому слову «благо слово». Два корня.

Александр Ананьев:

— Благо это благодать Святого Духа?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да. Слово — через слово преподается. То, что вы рассказали: вы складываете руки, священник или епископ осеняет вас крестным знамением, это же только внешняя сторона, как есть молитва внешняя и внутренняя. Но священник, совершая такие действия, говорит что-то. Он говорит: Бог благословит, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Точно так же говорят и католики, когда благословляют. Греки тоже говорят определенные слова. Именно это слово и является той духовной энергией, которая через внешние проявления воздействует на человека.

Александр Ананьев:

— У меня этот вопрос был спрятан где-то на втором десятке в списке — я ж старался, я же готовился — в подготовленных мною вопросах, но я задам его сейчас, поскольку это будет правильно. По всем формальным признакам благословение это таинство. Есть я, есть священник и есть Святой Дух, Который передается через руки священника. Насколько мне неофиту известно, таинство это то, что связано со Святым Духом. Почему благословение не является таинством?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Таинства определены Господом Самим, и они существуют в Священном Писании.

Александр Ананьев:

— Все семь таинств там перечислены?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да, в разных видах. В свое время даже был вопрос, чтобы монашеский постриг причислить к таинствам, но потом все-таки здравомыслящие люди отказались от этого, потому что такого основания нет в Священном Писании. Там есть два пути: либо ты принимаешь постриг, либо ты становишься семейным человеком, и тот и тот путь спасительный. Если есть какие-то варианты другие, это уже не может быть таинством.

Александр Ананьев:

— Это не имеет отношения к нашей теме, но позвольте. Человек, который не принял монашеский постриг, но, тем не менее, остался невенчанным, неженатым, остался один, я таких людей знаю довольно много, что ж это не путь разве?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Это тоже путь спасительный. Мы обращаемся в первую очередь к словам Священного Писания.

Александр Ананьев:

— Понятно. Мне сразу пришло в голову созвучие, которое мне раньше не приходило в голову, слов «благословение» и «благодарение». Слово «благодарение» созвучно случайно или же не случайно? Благо-дарю.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, что все-таки тут другой корень: благо и дарю, благо — слово.

Александр Ананьев:

— То есть там не благодать Святого Духа в слове благодарение?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Благодарение, я думаю, что есть. Святой Дух везде присутствует, совершается и Его присутствие в любом действии, которое совершается. То же самое физическое благословение является внешним проявлением, о котором я уже говорил. Дух везде присутствует, мы не можем этого отрицать.

Александр Ананьев:

— И в слове «спа-си-бо», если закопаться. Мне очень нравится разбираться в словах, потому что если начнешь разбираться, суффикс уберешь, корень оставишь, развернешь корень, смотришь, так вот что, спаси тебя Господь, да? Мы тоже обращаемся к Богу. Когда мы говорим «благодарю», ведь мы тоже... я начал думать, готовясь к нашей программе, благодарю, может, тоже — да будет тебе подарком благодать Святого Духа. Может быть, оно тоже имеет как-то отношение к благословению? Или это фантазии досужие?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, что Дух, где хочет, там и дышит. Это не я думаю, это слова Священного Писания.

Александр Ананьев:

— Я выписал, есть даже классификация: есть благословение, а есть благословение. Выписал классификацию себе. Благословение, оказывается, делится на две категории: благословение общее, благословение личное. Благословение общее — это благословение в храме на службе, когда священник говорит мир вам и перекрещивает всех, кто находится в храме. Это тоже собственно благословение, да? Когда, при каких обстоятельствах, как и зачем это делается на службе?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Это определенные моменты службы, они определены уставом и соответствуют тому, чтобы преподавались Дары Святого Духа. Когда видимым образом что-то совершается священником, мы должны понимать, что рука-то складывается определенным образом, и по сути, благословляет Господь. Некоторые спрашивают, нужно прикладываться к руке или нет? Вы прикладываетесь не к руке священника, а к благословляющей через священника руке Господа.

Александр Ананьев:

— Позвольте неофитский вопрос. Не просто к руке, а на руке у священника есть поручь, к поручи.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Это символ уз Христа. Мы прикладываемся к узам Христа, к тем рукам, которые связаны.

Александр Ананьев:

— Угу-угу. За время литургии, обычной литургии, на которой мы бываем каждое воскресенье, сколько раз происходит сам... слово «акт благословения» мне не нравится, но оно довольно точно отражает. Сколько раз происходит благословение за время литургии?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Неоднократно. Посчитать трудно сразу.

Александр Ананьев:

— Не один раз? Это каждый раз, когда священник говорит что? «Мир вам», просто не так часто происходит «Мир вам».

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— На архиерейской службе чаще это происходит. Когда осеняют дикирием и трикирием это уже благословение, они несколько раз осуществляются. Потом слова «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием» — тоже благословение, «Мир всем» несколько раз говорится. Поэтому на архиерейском, может быть, и больше говорится. Когда осеняются люди дикирием и трикирием тоже благословение.

Александр Ананьев:

— Скажите, помните те времена, да и вы, наверное, в монастыре иной раз служите, а в самом храме нет никого, бывает такое?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— В монастыре такого не бывает.

Александр Ананьев:

— Хорошо, в монастыре такого не бывает. Я очень хорошо помню те растерянные глаза священников, которым приходится служить, то есть они буквально рассказывали, что они выходят на амвон, обращаются к прихожанам, а там нет никого. Во время пандемии, когда в храмах запрещено было находиться. В этих случаях священник тоже благословляет?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Благословляет.

Александр Ананьев:

— Даже если в храме никого нет.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— В храме всегда есть. В храме есть ангелы, в храме есть души людей усопших.

Александр Ананьев:

— Кстати, не могу не спросить, как неофит, священник один может проводить богослужение в храме, если вообще больше никого нет, служить в храме?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Практика современная говорит, что может.

Александр Ананьев:

— Так. А в теории?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— В теории, умножилось число храмов настолько, что не всегда люди в современной жизни могут туда прийти и заполнить все храмы, которые есть.

Александр Ананьев:

— Я позволю себе вольность и вынесу в эфир слова, сказанные лично. Вы делились своими какими-то впечатлениями и рассказами, вы говорили о своем стремлении служить как можно чаще, уйти в какой-нибудь маленький храм и служить там. У меня сразу такая картина невероятная в голове. Владыка Феодор приходит, открывает ключом храм, закрывает дверь и служит там один. Это вообще возможно, такое бывает?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Не совсем один, потому что на клиросе поет кто-то. Всегда есть кто-то помимо прихожан. Ведь священник один не служит, поет клирос, люди есть же все равно в храме.

Александр Ананьев:

— Простите мне мои неофитские вопросы. Мне все ужасно интересно, иной раз со стороны это может звучать действительно странно. «Вопросы неофита» на радио ВЕРА. Епископ Алатырский и Порецкий Феодор сегодня в гостях. Я Александр Ананьев. Говорим сегодня о том, что такое благословение. От общего благословения в храме на службе мы переходим к личным благословениям. Мне все время хочется сказать «благословление», что, в общем, есть ошибка. Благословение, но благословить. Переходим к личным. Благословение-приветствие, благословение-напутствие, благословение-разрешение — есть три выделенных на каких-то порталах в интернете вида благословения. Они довольно точно описывают картину или есть еще что-то?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Довольно точно.

Александр Ананьев:

— Начнем с приветствия. Я читал, что здесь есть большая опасность. Вот прям большая опасность. Она заключается в том, что нечто очень важное, по сути таинство, передача Святого Духа... Правильно говорю, передача Святого Духа? Или это...

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Нет. Не так.

Александр Ананьев:

— Не так. Нечто очень важное превращается в обычное «здрасьте». Может быть такой риск?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Такой риск есть на самом деле. Надо понимать, что приветствие и благословение это разные вещи. Мы, конечно, очень часто, приветствуя священника, просим у него благословение. И он нас таким образом тоже приветствует. В этом плане можно рассматривать и так. Но нельзя полностью это подменять, приветствие и благословение. Все-таки со священником можно и просто поздороваться. Бывают же такие случаи, что некоторые женщины, которые находятся в определенном периоде жизни, не подходят под благословение, и они же все равно приветствуют священника.

Александр Ананьев:

— Для меня это вообще нечто новое. Я знаю, что причащаться нельзя.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Есть у нас некоторые особы, которые и под благословение не подходят.

Александр Ананьев:

— Это же заблуждение.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я поэтому и говорю, то, что они приветствуют священника, это не является нарушением.

Александр Ананьев:

— Вы меня окончательно запутали. Я был уверен, что я могу к нашему звукорежиссеру Роману подойти и сказать: Рома, здравствуй. Так надо сделать. И он мне скажет: здравствуй, Александр. Но к священнику я не могу подойти и сказать: здравствуйте, владыка. Я могу подойти к священнику, чтобы его поприветствовать, исключительно следующим образом. Правая ладонь на левую, подойти: благословите, владыка. И это будет единственно допустимой формой приветствия мирянином священника.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да, есть традиция определенная. У нас же помимо устава помимо того, «аще изволит настоятель», как написано в некоторых книгах, есть еще и традиция. Конечно, желательно придерживаться традиции, и традиция приветственного благословения существует, она довлеет над всем остальным.

Александр Ананьев:

— Вы говорите об этом так, как будто бы считаете эту традицию не совсем правильной. Сейчас поясню. Мне показалось на какое-то мгновение, вам было бы ближе, если бы миряне могли просто поздороваться, а не просить благословение вместо того, чтобы сказать: здравствуйте, владыка.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Нет. Я немножко в другом смысле хотел сказать. Есть люди не очень-то воцерковленные, может быть, даже не верующие, но они хотят поприветствовать и священника и владыку. То, что мы с вами проходили по улицам, некоторые же просто здоровались.

Александр Ананьев:

— Не помню. Мне было так радостно видеть огромное количество людей, которые именно подходили за благословением, это было очень здорово. Я не помню, чтобы кто-то подходил, протягивал руку: владыка, здравствуйте.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— За руку не здороваются, но словами приветствуют.

Александр Ананьев:

— Вернемся к моей неправильной формулировке и сделаем ее немножко более правильной и человечной. Я сказал, что благословение есть передача священником мирянину благодати Святого Духа. Вы сказали, что это не правильно.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Благодать Святого Духа — эти слова произносятся при миропомазании.

Александр Ананьев:

— Так.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Печать Дара Духа Святого. И по сути..

Александр Ананьев:

— Это единственное.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Благодать преподается, да.

Александр Ананьев:

— Что же происходит с благодатью... ведь благо-словение? Что происходит с благодатью Святого Духа при благословении?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Человек после принятия крещения, миропомазания уже благословлен, Дары Святого Духа преподаны ему. Беря благословение, тем самым он подтверждает, что он христианин, что он Дары получил, и то, что он готов служить Господу, принимая видимым образом от священника благословение, как от руки Господа.

Александр Ананьев:

— Так, то есть другими словами, вы сейчас сказали, что благословение это не миропомазание? И там не происходит вот этого. В чем разница тогда? Сейчас будет вопрос неофитский. У меня здесь выписано «славословие и благословение», в чем разница?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Славословие — это мы возносим хвалу Господу, в первую очередь.

Александр Ананьев:

— А при благословении разве нет?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— То же самое. Мы видимым образом даем знак Божьей милости человеку.

Александр Ананьев:

— Вопрос. С приветствием, в общем и целом, понятно, хотя надо разбираться. Я сейчас очень аккуратно пытаюсь подойти к следующему вопросу. Я до того, как подошел за благословением к вам, владыка, и я после. В чем разница между двумя этими состояниями? Что изменилось во мне или должно измениться, и насколько зависит результат от моего состояния и моего понимания происходящего?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, что происходит прикосновение к Господу определенное, и это прикосновение не может пройти бесследно, каждый чувствует это по-своему и понимает его по-своему.

Александр Ананьев:

— Благочестивая монахиня, которая подходит к вам за благословением, и пятилетний мальчишка, которого мама говорит: ну-ка иди, попроси у владыки благословение — получают одно и то же, вне зависимости от того, насколько они готовы и на какой ступени духовного развития находятся?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, да. Господь Один и Тот же для всех.

Александр Ананьев:

— С приветствием пока разобрались. Давайте перейдем к благословению-напутствию. Перед путешествием, перед поездкой, перед чем бы то ни было люди подходят к духовнику или к священнику, помолятся перед дорогой, условно говоря, и обращаются за благословением к батюшке. Зачем? Что им это дает? Разве Господь не с ними, даже если они не подойдут к священнику за вот этим напутствием?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Помимо простого благословение есть у нас и молебные пения, которые совершаются. Подаются еще и записки, так называемые дополнительные прошения о путешествующих. Прошения эти изложены в служебниках наших, которые и на проскомидиях, и на сугубой ектеньи упоминаются. Я думаю, что более правильно совершать либо молебное пение, либо подавать на литургию на особое прошение. Тогда получается участие человека в таинстве, потому что по этим записочкам вынимается частичка, она опускается в Чашу, читаются определенные прошения. Я думаю, что для человека важно еще и причаститься из этой же Чаши. Это будет настоящее благословение, соединение с Христом.

Александр Ананьев:

— Мне казалось, что единственная форма благословения в отношении личном, это когда ты подходишь к священнику и говоришь: владыка Федор, благословите. А оказывается, это тоже благословение. Ну, это, получается, тогда общее благословение во время службы, да?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да. Но так как имя упомянуто этого конкретного человека, оно относится конкретно к нему, хотя совершается во время общего богослужения.

Александр Ананьев:

— В любых ли ситуациях жизненных, накануне надо просить благословение? Или скажем так, каковы критерии, когда тебе надо обратиться к духовнику, к вам, к священнику, и когда не надо? Может, особая важность, особая опасность, или что?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Знаете, мы же перед каждым делом должны молиться. Когда мы молимся, Господь нас по нашим молитвам тоже благословляет. Но очень часто есть такая опасность, что люди начинают выпрашивать благословение.

Александр Ананьев:

— Что значит выпрашивать благословение?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Подходят к священнику: благословите вот это, вот это. Священник чувствует, что что-то не то и уклоняется. И люди начинают: ну, благословите. Спрашивает: для чего вам это нужно и как? Люди не понимают, что если священник сразу не благословил, он чувствует, что, может быть, это не пойдет на пользу этому человеку, то, что он просит, чтобы его благословили. Либо не послужит его спасению, либо наоборот может даже повредить. Но люди все равно часто это благословение выпрашивают, думая, что это их защитит от всего, часто путают, может быть, даже с каким-то колдовством. Меня благословили, как заколдовали, и ничего не будет со мной. На самом деле, благословение нужно для того, чтобы человек понимал, что то, что он хочет, не всегда может на пользу пойти ему, Господь определит. Часто спрашивают: вот меня благословили, у меня не получилось. Во-первых, ты это благословение выпросил сам, во-вторых, Господь-то Сам знает, что тебе спасительно, а что нет.

Александр Ананьев:

— Я думаю, что помню одну из историй, связанных с тем, о чем вы говорите. Это когда барышня пришла в храм, просила благословение, не уточнив на что, а потом выяснилось, что она так втихую просила священника благословить ее на аборт. И пока священник не выяснил, в чем дело, не разговорил ее, не вытащил из нее, на что ей нужно благословение.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Подобный эпизод в фильме «Остров».

Александр Ананьев:

— А, точно, это ж из «Острова», я все думаю, откуда я эту историю знаю, это ж из «Острова». Да, конечно.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Тоже могу вам привести пример такой в отношении благословения. Приходит молодой человек к своему духовному отцу и говорит: написано в Писании «не хорошо человеку быть одному», может мне жениться? — Женись. — А вдруг жена будет не очень какая-нибудь, будет неверная, может, не жениться? — Ну, не женись. — Благословите. — Благословляю. — Все-таки не хорошо, сказано «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю», детки пойдут, может, молиться будут, может, все-таки жениться? — Женись. — Благословите. — Благословляю. В общем, понимаете, благословение не может подменить решение самого человека.

Александр Ананьев:

— Об этом мы продолжим разговор через минуту полезной информации на «Светлом радио». Не переключайтесь. У нас в гостях епископ Алатырский и Порецкий Федор. Будет интересно.

Александр Ананьев:

— Благодарение, благословение, славословие — мы очень часто используем эти слова в повседневной жизни, но не всегда понимаем, о чем идет речь. Что происходит, когда мы просим у священника благословение? Что будет, если не попросить благословение? Могут ли родители благословить детей? Может ли муж благословить жену? А может ли жена благословить мужа? Об этом и многом другом мы говорим сегодня с моим сегодняшним дорогим гостем епископом Алатырским и Порецким Феодором. Владыка, еще раз добрый вечер. Наткнулся недавно на словосочетание — немножко шаг в сторону — благословение и проклятье. Они представляются как противопоставление, антонимы. Это действительно антонимы или же просто разные слова?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, вообще отношение к проклятьям должно быть особенным. Может быть, их не стоит так сравнивать, потому что мы понимаем, что Господь только благ, и если мы проклинаем человека, то это проклятье никак не может действовать на человека. Потому что Бог есть Любовь, и без воли Божией даже волос не падает с головы человека. Поэтому если человек верующий, то и проклятье никакого отношения к нему не имеет, никакого воздействия не оказывает.

Александр Ананьев:

— Хорошо. А в том смысле, что я, Александр, желаю блага, испытываю самые теплые чувства и желаю, чтобы Господь во всех делах помог Роману, нашему звукорежиссеру. В каком-то смысле благословляю его, да? Или нет?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Вы упомянули, что есть благословение родителей детям. Это действительно, когда мы друг друга встречаем, священники или епископы, говорим: благослови меня. Или по телефону говорим: благослови. Мы друг друга благословляем. Мы можем вспомнить Священное Писание, помните, благословение Иакова.

Александр Ананьев:

— Да, конечно.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Тоже родительское благословение. И много можно других примеров вспомнить. То есть люди, которые являются для нас каким-то авторитетом, обладая определенным духовным опытом, если брать патриархальное устройство, то они благословляют.

Александр Ананьев:

— Все, о чем мы с вами говорили — это очень важный момент — предполагает, что благословить может лишь священник, человек в священном сане. При этом родители, оказывается, могут благословить. Муж жену может благословить. Может ведь? Может. В чем разница?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Для христиан очень важно пребывать в Духе Святом. Мы же помним, о чем говорил Серафим Саровский: «Стяжите дух мирен...»

Александр Ананьев:

— Угу.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— И цель человеческой жизни христианской — спасение души. Именно это и происходит через благословение, через Дух Святой.

Александр Ананьев:

— Спрошу прямо, могу ли я благословить Романа, нашего звукорежиссера? Или это глупость?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, что вы в равном звании. Все-таки это предполагает особое состояние человека: либо он в священном сане, либо он имеет какие-то дары особые.

Александр Ананьев:

— То есть он должен быть выше, другими словами, каким-то образом? Духовно выше.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Духовно выше, да.

Александр Ананьев:

— Как родители выше детей?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да.

Александр Ананьев:

— Как муж выше жены?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Видимо, да.

Александр Ананьев:

— С сомнением сказал владыка. Почему с сомнением?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Нет, я не с сомнением. Муж глава семьи, как Христос глава Церкви.

Александр Ананьев:

— Вот. У меня жена часто говорит: ой, меня муж благословил съездить в отпуск. Окружающие иной раз хихикнут так: ну что же, он у тебя священник что ли, что значит, благословил? Она относится к этому серьезно. Мне стало интересно, это просто красивое выражение, которое не имеет отношения к реальности, или же действительно в этом есть какая-то соль?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Есть, конечно. Именно основываясь на этих словах. Я уже говорил о том, что муж глава семьи, как Христос глава Церкви. То есть он приносит себя в жертву, в том числе и благословляя.

Александр Ананьев:

— Вопрос личный. Что испытывает священник, благословляя человека? Когда он исповедует человека, как я себе это вижу, он старается не быть человеком, он старается не мешать общению человека и Бога.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да, он свидетель только.

Александр Ананьев:

— Он свидетель. Вот в этом случае?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я испытываю радость от того, что люди, видя священника, вспоминают о Боге, вспоминают о том, что можно подойти благословиться и у них есть такое ощущение, что если они благословятся, то они могут получить что-то особенное, чего они не получат, не взяв благословение у священника.

Александр Ананьев:

— Вот, вот, вот. Нам же хочется побольше для себя. Конечно. Получаем или нет?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, конечно. «По вере вашей да будет вам».

Александр Ананьев:

— Ах, вот оно как?! Мне нравится, что ваши ответы всегда можно понимать по-разному. И я не всегда понимаю, то ли вы шутите немножко, то ли вы оставляете выбор за мной, давая ответ. Очень не просто бывает понять.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я не хочу сказать, что я это делаю, как-то умышленно. Просто я думаю, что даже облеченный священным саном человек, но все равно человек, не может попирать волю другого человека. Потому что даже Христос волю человека никак не попирает. И в этом плане мне хочется, чтобы те слова, которые говорятся, подтолкнули человека к размышлению, к тому, чтобы он задумался о чем-то, может быть, о том, о чем он раньше бы и не мог подумать.

Александр Ананьев:

— Не сковывали догматически. Но я позволю себе рассказать историю личную. Как-то раз, довольно давно, у нас в подъезде завелся котенок, черный, ужасно симпатичный, маленький и явно было, что если он останется жить в этом подвальном окошке, жить ему будет очень не просто. Нам ужасно захотелось взять его домой. Как бы сделал я, не будь я таким подкаблучником? Я бы взял котенка домой и все. Ну, взял и взял, у меня такое было минутное веление сердца, обнял бы это ушастое чудо, отнес бы его к ветеринару, проверили, сделали бы все прививки, и жил бы он счастливо у меня на диванной подушке. Что сделала жена? Я крестился четыре года назад. Жена всю жизнь была очень верующей, воцерковленной девушкой. Она пошла к духовнику, и, обратившись к нему, спросила: отче, вот котенок живет в подвале в подъезде, благословите взять его? Да, он ее хорошо знает, но он не знает ни котенка, ни происходящего. Как я это увидел? Он не то, чтобы подумал, но как будто бы услышал ответ сам и передал его нам. Он сказал: не благословляю, не нужно вам этого, помочь — помогите, пристроить — пристройте, брать — не берите. Развернулся и ушел. Я был тогда поражен: что это было? Почему? Мне почудилось, что сейчас произошло что-то важное. Это была, я сейчас, может быть, велеречиво, но это была воля Бога, которая была передана мне священником, которого я знаю, люблю и уважаю. Что это было?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я вам могу привести пример. Один старый священник, очень многоопытный, обладающий духовными дарами, как-то проходил мимо исповеди. Стоял священник, который был не совсем соответствующим образу священника, он мог немножко согрешить вином, мог где-то какие-то поступки не очень хорошие совершить, мог взять деньги с людей за ту же исповедь или еще за что-то. Но он стал наставлять прихожанку. И вот этот старый священник краем уха услышал, что он говорит, и даже сам сказал, что я даже остановился. Потому что такие слова я никак не ожидал услышать от такого священника, потому что он в обычной жизни говорил совершенно по-другому. И тут я понял, действительно, Господь говорит через него, какой бы он ни был.

Александр Ананьев:

— Я понимаю, о чем вы говорите. Но исповедь это все-таки таинство. А мы с вами только что выяснили, благословение это не таинство.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Всего семь таинств. Исповедь таинство. Но мы с вами говорим, что он только свидетель. Но Господь же напрямую не может сказать, он через человека все делает.

Александр Ананьев:

— Притом, как мне кажется, если бы я потом спросил этого священника, почему вы дали этот совет, а не какой-то другой, почему не сказали: ну, конечно, возьмите, раз хотите, ваше сердце свободно, и котенку будет хорошо. И я почти уверен, он бы сказал: я не знаю. Да?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Совершенно верно. Я иногда читаю, за мной что-то записывают, и я потом читаю и думаю, неужели это я сказал?

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Епископ Алатырский и Порецкий Феодор помогает мне, Александру Ананьеву, разобраться, что же такое благословение. Что происходит, когда мы обращаемся к священнику за благословением, могу ли я благословить? Что значит родительское благословение, чем оно отличается от благословения священника? Вот вопрос: может ли Господь благословить, если его об этом я не прошу? Это вопрос не от меня, это вопрос от моей коллеги Людмилы, она мне его прислала.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, Господь нас всегда благословляет на благие дела.

Александр Ананьев:

— Вот важно, на благие дела. А если нам кажется, это благим, а на самом деле это не во благо, а во вред.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Мы же не определим. Кстати, раз вспомнили о Людмиле, она мне как-то прислала вопрос для комментария о ночной молитве. Я говорю: да, ночью можно молиться, ты пребываешь в состоянии особенном, потому что нет внешних факторов раздражающих. Но ведь мы открыты не только для светлого, но и для темного, раз мы открываемся больше в ночной молитве. А мы можем различить, от какого духа это пришло?

Александр Ананьев:

— Нет.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Это особый дар — различение духов. Поэтому говорить о том, да, Господь благословляет, но только то, что спасительно для нас.

Александр Ананьев:

— Вопрос. Мне кажется, что благословение это форма освящения. Когда я подхожу к священнику с просьбой освятить квартиру, машину — на этом список того, что можно освятить заканчивается, хотя полагаю, что можно ... производство, например.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Масса примеров.

Александр Ананьев:

— Не придет же мне в голову подходить к вам: владыка, я тут телефон новый купил, освятите, пожалуйста, телефон. Никто же не освящает телефоны, правильно?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Не освящают, но ваша передача тоже очень важна. У меня был такой случай, я иду на раннюю службу воскресную, это было в городе Чебоксары, какие-то молодые люди возвращаются с ночной вечеринки, с дискотеки или откуда-то. И они курят электронные сигареты современные. И говорят: о, а можете нам освятить это. Я говорю: почему я должен освящать? — Это же приносит нам удовольствие. Я говорю: не все, что приносит удовольствие спасительно и полезно. Да, нам все возможно, но не все полезно. У людей возникают такие вопросы. Но освящается только то, что жизненно важно. То место, где мы пребываем постоянно. То место, где у нас малая Церковь, если берем жилище. Транспорт мы освящаем, потому что все-таки это повышенная опасность при передвижении, именно для того, чтобы защитить человека и спасти его, может быть, в какой-то ситуации.

Александр Ананьев:

— Благословение и освящение это одно и то же?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Это молебное пение мы на освящении совершаем.

Александр Ананьев:

— Это по форме, а по сути?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— По сути, благословение.

Александр Ананьев:

— По сути благословение? Бог через священника...

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Мы же во время освящения кропим водой, если квартира, помазываем елеем. И говорим: «Помазывается и освящается жилище помазанием святого елея». Или кропится: «Освящается водой сей священной благодатию Святого Духа».

Александр Ананьев:

— Вот видите, получается, это не совсем одно и то же. Но благословение это составная часть освящения. Благочестивые граждане, собственно моя супруга из таких, в любой жизненной ситуации подходят за благословением к священнику, что бы ни было. Хочу приобрести что-то, хочу сделать что-то, хочу поехать куда-то. Собираюсь поехать, благословите. Всегда ли это стоит делать или нет?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Если человек чувствует в этом потребность духовную, то это стоит делать.

Александр Ананьев:

— Почему я спрашиваю, мне кажется иногда это чрезмерным. Приходит человек к священнику, я видел это своими глазами, и говорит: благословите купить машину, не могу понять, какую, красную или синюю, условно говоря, какая на это воля Бога, помогите мне. Я, конечно, сейчас утрирую сильно. Или у меня есть такая работа или такая работа, туда хочу, но не могу, сюда могу, но не хочу. Помогите разобраться, благословите. В этом есть стремление к какой-то несвободе, что-то противоестественное. Или я заблуждаюсь, и есть люди, которым это надо, и есть люди, которым это не надо?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, есть момент излишнего обращения. То, что вы говорили про цвет машины. Есть еще более яркие примеры, когда подходят и спрашивают, каким шампунем голову мыть.

Александр Ананьев:

— Вот, это то, о чем я говорю.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я считаю, что благословение нужно в первую очередь брать по духовным вопросам, которые связаны со спасением.

Александр Ананьев:

— К вам подходят двое, вы их видите первый раз, счастливая молодая пара. И они смущенно просят вас, владыка, благословить их на брак. Вы будете задавать им вопросы или вы просто благословите, будучи уверены, что Господь не совершит ошибки в их случае?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Буду разговаривать с ними.

Александр Ананьев:

— Будете разговаривать?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— И скорей всего, их отправлю в тот храм, куда они постоянно ходят или должны ходить, или к тому священнику, к которому постоянно обращаются. Я думаю, важно это, чтобы человек, обращаясь к священнику, обращался именно к тому, кто его знает. Для чего есть духовные наставники, духовники?

Александр Ананьев:

— Не у всех есть духовники.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Не у всех, да, но вы ходите в храм рядом со своим домом, священник вас знает, вы приходите на исповедь к нему, участвуете в таинствах других. Ему все-таки, зная вас, гораздо легче принять решение о том, на что вас благословлять, и вообще, нужно вам это или нет.

Александр Ананьев:

— Дурацкий вопрос, простите. Владыка Феодор меня не благословил на какой-то поступок или какое-то действие, путешествие или взять котенка. А я, тем не менее, пошел и взял котенка. Ну, потому что у меня не выдержало сердце, или слаб оказался, или так хочется ужасно, что все равно взял. Что случится?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Ничего не случится.

Александр Ананьев:

— Зачем тогда просить? Мне важно понять, что происходит, и чем я рискую, нарушив благословение священника.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— В тот момент, когда вы возьмете, ничего не случится.

Александр Ананьев:

— Так.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Но это первый шаг к непослушанию. Зачем вы брали благословение? Чтобы его нарушить?

Александр Ананьев:

— Надеясь его получить.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Мы же говорили с вами про то, как выпрашивают благословение.

Александр Ананьев:

— Завершая разговор, мне хочется обратиться еще к одной стороне благословения, в частности, к разрешению. Мы уже практически коснулись этого, но почему разрешается или не разрешается называется благословляется или не благословляется? Допустим, я очень часто вижу в храме сдержанное предупреждение: фотографировать в храме не благословляется или громко разговаривать в храме, по телефону тем более, не благословляется. И понятно, что за этим не «благословляется» стоит скупое «запрещается», нельзя.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, что тут своего рода злоупотребление этим словом происходит. Можно написать: просим воздерживаться от того-то и того-то. Я думаю, это будет более уместно.

Александр Ананьев:

— То есть не надо придавать большого значения слову «благословляется» в этом контексте?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Да.

Александр Ананьев:

— Последний вопрос. Может быть, чтобы поставить какую-то точку, может быть, улыбнуться, если позволите, какую самую необычную просьбу благословить получили вы за вашу священническую практику?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Необычную я уже рассказал, когда просили электронную сигарету освятить. Это был самый такой случай... Я ответил на это в таком духе, что здесь на радио не могу повторить это. Я не ругался, нет. Но я им предложил, давайте заодно благословим еще кое-что, о чем не буду говорить здесь, но они сразу поняли абсурдность своего предложения.

Александр Ананьев:

— Тем не менее, когда я, допустим, вижу, что в храме красиво, я обращаюсь к священнику, и для меня сейчас это стало откровением, что оказывается, так не надо делать, за благословением фотографировать в храме. Например, можно сказать просто: разрешите?

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Лучше, благословите. Традиция. И тем более вы находитесь в месте особого присутствия Господа. Поэтому священник, будучи служителем алтаря, может благословить вас на съемку в храме.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам большое, простите за не всегда умные вопросы. На то и программа «Вопросы неофита», что я могу позволить себе быть неумным, коим я часто и являюсь. Благословите закончить программу.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Бог благословит.

Александр Ананьев:

— Сегодня мы беседовали с епископом Алатырским и Порецким Феодором. Друзья, если у вас будет хотя бы минимальная возможность посетить маленький-маленький городок Алатырь... по большому счету обычный город, но если бы вы знали, как прекрасен Алатырский монастырь, или даже монастыри, там мужской и женский, два монастыря.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Два.

Александр Ананьев:

— Это особенное место, достойное того, чтобы вы там побывали хотя бы раз в жизни. Более того, вы говорили, что есть какое-то поверье, что как только появится на горизонте чуть ли ни конец Света, вот эти монастыри станут ковчегом, где можно будет переждать, спастись, в общем, укрыться от невзгод.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Я думаю, да. Все-таки монастырь — корабль спасения, как и Церковь.

Александр Ананьев:

— Да. Тем более что такой особенный. Спасибо вам большое, владыка. Я Александр Ананьев. Радио ВЕРА. Услышимся ровно через неделю. Всего доброго.

Епископ Алатырский и Порецкий Феодор:

— Всего доброго. До свиданья.

Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем