
У нас в студии были уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» Иеромонах Савва (Петрушко) и первый заместитель директора Всемирной ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции Анатолий Кириченко.
Разговор шел о XIX Международном православном сретенском кинофестивале «Встреча», о его программе, а также о том, как возник и развивается кинофестиваль, целью которого стало продвижение лучших фильмов о встрече человека с Богом и о поисках Истины.
Ведущая: Алла Митрофанова
А. Митрофанова:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. Знаете, у нас здесь, в студии на Андреевской набережной, пространство встреч. И сегодня речь пойдёт об очень глубокой встрече — о кинофестивале, который так и называется «Встреча». Это кинофестиваль, которому уже много лет, у него есть свои сложившиеся традиции. Это фестиваль фильмов, которые рассказывают о встрече человека с Богом. То есть это, насколько я понимаю, может быть, гости меня наши сегодняшние чуть поправят, не то, что мы привыкли в полном смысле слова называть «православным кино». Это по форме и по жанру картины могут быть самые разные. А вот то, что их объединяет — это то самое свидетельство о самой главной встрече. Собственно, праздник Сретения 15 февраля, а 16 февраля открывается одноимённый, фактически, кинофестиваль. С 16-го по 19 февраля он пройдёт. И в нашей студии иеромонах Савва (Петрушко) — уполномоченный председатель кинофестиваля «Встреча». Отец Савва, здравствуйте.
Иером. Савва (Петрушко):
— Здравствуйте.
А. Митрофанова:
— Анатолий Михайлович Кириченко — первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций. Анатолий Михайлович, приветствую вас.
А. Кириченко:
— День добрый.
А. Митрофанова:
— Много лет вы сотрудничаете с кинофестивалем «Встреча». Началось это всё ещё с монахини Софии (Ищенко), которая придумала этот кинофестиваль. И у вас фактически такой опыт, вы как хранитель традиций, получается, этого фестиваля, верно?
А. Кириченко:
— Ну, кстати, о «придумала» — вообще придумать. Вы знаете, как это уже нам знакомо, название «Встреча» было придумано на кухне. Да, матушка мне рассказывала, когда было желание и какое-то предположение создать такой фестиваль, они думали, как это сделать. И она на кухне с дочерью Татьяной перебирала варианты. И её не осенило, она говорит, что как-то вот так естественно она подумала: конечно же, это «Встреча». И так было придумано название «Встреча». Это было начало у матушки. А если продолжить повествование этой истории, 20 лет — это много или мало? Мы с матушкой встретились на втором фестивале в 2007 году. Мои знакомые из Домодедово режиссёры... Вера Рожкова, она представила там фильм, говорит: «Анатолий Михайлович, надо ехать». Я говорю: «Поеду». И мы там встретились с матушкой. Я увидел и как-то определил для себя: а почему этого раньше не было, а где это было, а как это вообще? И после фестиваля, через неделю-две, раздался звонок: «Анатолий Михайлович, это матушка София, я к вам еду». Я говорю, что у нас режимное предприятие, Росатом, и к нам не попадёшь — это нужно пропуск. Но она приехала прямо в атомную к нам генерацию, в атомную компанию, и мы с ней там уже знакомились у меня в кабинете, через приёмную. И вот здесь я впервые почувствовал, что это за человек, какого уровня этот человек. «Я к вам еду», — не ко мне, не в Росатом, а вот в это новое пространство. А дальше мы можем говорить о её особом качестве новизны во всём.
А. Митрофанова:
— Новизны во всём — интересно. Отец Савва, что думаете о новизне во всём? И как это свойство матушки Софии передалось кинофестивалю?
Иером. Савва (Петрушко):
— Знаете, в первую очередь стоит говорить о тех смыслах, которые матушка София вкладывала в кино. Она говорила о христоцентричности кино. И фестиваль у нас именно православный. Потому что неважно, в кадре присутствует ли священник, церковь или какие-то религиозные атрибуты, мы говорим о христоцентричности, о христианской нравственности, в том числе и в современном кино. И это старая идея, но порой современное поколение сейчас начинает забывать вот эту монументальную плиту, которую стоит ложить на основание нашей жизни — что мы опираемся на христоцентричность. И тогда весь мир вокруг приобретает совсем новые смыслы. И тогда мы встречаем Бога, встречаем святых и встречаем людей вокруг себя. Помимо всего прочего, понятно что мы, участники кинофестиваля, скорбим по матушке Софии. Она умерла уже, получается, три-четыре года назад. Но её идеи продолжают жить в этом кинофестивале, и мы продолжаем их развивать. В этом году мы хотим больше поговорить, наверное, больше встретиться с молодым поколением. Мы заметили такую проблему, что современные люди считают, что люди религиозные — это некие люди отсталые или неразвитые. Поэтому в этом году на кинофестивале у нас присутствует научная секция, где мы постараемся с молодыми учёными города Обнинска, со старшеклассниками города Обнинска несколько подискутировать, пообщаться на темы, соприкасающиеся между религией и наукой. У нас запланирована встреча, на которой будут выступать доктора богословия, будет выступать кандидат физико-математических наук. И мы поговорим о таком понятии как свет: как мы о свете можем посмотреть с точки зрения Церкви, с точки зрения науки. Попытаемся прийти к единственному верному и логичному выводу, что наука, религия и искусство втроём делают человека гармоничным. И тогда он может всецело познавать и правильно смотреть на окружающий мир.
А. Митрофанова:
— Ну, как в своих лекциях Владимир Романович Легойда студентам рассказывает, и я это ещё помню: наука, искусство и религия — это три способа познания мира. То есть это не конфликтующие какие-то мировоззрения, а именно, что человек может себя во всех трёх этих сферах реализовывать и поиск свой вести во всех трёх направлениях сразу. И, действительно, понятно, что религиозное измерение наиболее глубокое из всего перечисленного, однако все эти три направления друг друга взаимодополняют. Хотя есть, конечно, какие-то моменты, которые старые, как мир — эти споры по поводу творения за шесть дней нашей Вселенной, и как же это возможно, и прочее. Но мы знаем, что и богословы на эту тему высказываются, и учёные на эту тему высказываются, и верующие учёные на эту тему высказываются. И, в принципе, если вдуматься и вглядеться, то и в этом вопросе тоже вполне всё логично разрешается. И было бы желание увидеть не конфликт, а полноту картины. Любопытно, что вы сказали, что на кинофестивале целая секция будет посвящена вопросам, связанным с научным, религиозным взглядом на жизнь. То есть вы расширяете площадку, вы начинаете какие-то новые форматы включать в фестивальную жизнь.
Иером. Савва (Петрушко):
— Совершенно верно. В этом году мы включаем эти форматы во внеконкурсную программу, хотим попробовать, посмотреть отклик. Более того, предварительно мы встречались с Советом молодых учёных города Обнинска. И поразительный от них был вопрос: что мы, люди науки, будем делать на православном кинофестивале? Но вот нашли общие точки зрения, заинтересованность молодых людей. Ведь перед революцией, наверное, 1917 года тоже была сложная ситуация в стране, где часть интеллигенции считала, что религия — для крестьян, она не для интеллигентов. И наша задача через кинофестиваль показать, что православие — это очень интеллектуальная вера, что мы осмысливаем и жизнь, и происходящие вокруг события. Она разносторонняя. И, наверное, вот в эту сторону мы будем двигаться. Но помимо научной секции, естественно, на кинофестиваль присылают много различных киноработ на злобу дня, связанные со специальной военной операцией, связанные с годом семьи, ведь у нас же этот год — год семьи, связанные с юбилейными датами. У нас есть прекрасный фильм, посвящённый детям-блокадникам, которых вывозили из Санкт-Петербурга. И у них берётся интервью, как прошла их жизнь. Потом, ещё одно направление, которое мы бы тоже хотели затронуть на кинофестивале, это направление медицины. Совсем недавно у нас была глобальная пандемия, и как будто бы мир разделился на до и после. И хочется отметить деятельность врачей, сколько они сил прикладывают в, наверное, исцеление своих пациентов. Но вместе с тем хочется отметить и то, что здоровье человека тоже целостное. Что есть душа, тело, и они взаимосвязаны. И мы пытаемся через новую секцию, новую номинацию в честь святителя Луки Крымского рассказать о деятельности врачей, что она тоже неразрывно стоит с Церковью, и порой случаются Божьи чудеса. И наука не может объяснить, почему кто-то выздоровел, кто-то исцелился. И только опять-таки совместно с религией получается целостная картина здорового человека. Именно здоровому человеку будет посвящена у нас небольшая встреча, на которой будет присутствовать помощник министра здравоохранения Виталий Олегович Флек. Это интересное мероприятие, где мы поговорим именно о здоровье человека, как оно складывается. Вместе с Виталием Олеговичем будет иеромонах Фотий, будут другие выступающие. И мы пообщаемся о целостности человека. Это будет совместно с научной секцией.
А. Митрофанова:
— Иеромонах Савва (Петрушко), уполномоченный председатель кинофестиваля «Встреча», и Анатолий Михайлович Кириченко, первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций, сегодня в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. И о фестивале «Встреча» мы говорим, который в Обнинске проходит традиционно, уже который год, с 16-го по 19 февраля. Анатолий Михайлович, к вам вопрос, поскольку вы практически с самого начала кинофестиваля в нём участвуете, и как зритель тоже. Я думаю, наверняка у вас есть фильмы, которые наиболее ярко запомнились, может быть, каким-то образом вам ответили на какие-то вопросы. Поделитесь, пожалуйста, личным опытом, в частности как зрителя, а может быть, и как эксперта.
А. Кириченко:
— Начало разговора о христоцентричности возникло не случайно. Первые два-три фестиваля, а на фестиваль приезжают и участвуют разные люди: и режиссёры, актёры, продюсеры, зрители, общественные деятели, духовенство. И был некий поиск, какое должно быть кино, как сформулировать это кино — кино фестиваля «Встреча» — назовём это «православное кино». И матушка София организовала конференцию, на которой, в общем-то, была дискуссия, каким может быть кино. Все высказывались по-разному. Конечно же, продюсеры и сценаристы говорили как художники, как профессионалы, умеющие делать этот продукт. Другие говорили другое. И там эта христоцентричность была расписана в понятном виде. Это Христос вот там должен быть — неважно, как это происходит. Вот выходишь из кино и сам себя спрашиваешь: «А там был Христос?» — да, был. А второе — это христианская этика, как люди мыслили, как они себя вели, насколько этичность присутствовала во всём: в поведении, во взгляде, в молчании. И третье — это христианская эстетика: вообще внешний вид, всё, что с этим связано.
И тогда и я для себя как-то по-другому стал воспринимать кино — чтобы ответить на ваш вопрос, что мне запомнилось. И у меня после этого фестиваля был такой долгий, приятный разговор с матушкой. Я завозил её в Общественную палату, она там была, а потом зашли в кафе, вдвоём сидели и говорили о кино. Я говорил, что христоцентричность не только... а как? Кино можно смотреть, то есть нужно смотреть то, что художник представил, как он видит жизнь — это интересно. Кино можно слышать и слушать — это слышать звуки, голоса, себя и других. И кино нужно чувствовать. А как? Если ты почувствовал, что там есть Христос. Вот ты вышел, как из храма — ничего там не было, а ты вот это почувствовал. И вот такие вводные, такая готовность позволили говорить о том, что нравится. И оказывается, что из православных фильмов, из фильмов фестивальных — я просматривал многое, сотни фильмов — мне нравилось всё.
И вот таким критерием хорошего православного у меня является вот такой сюжетик. Водитель нашей организации после всех фестивалей — а он ездил, помогал, участвовал — говорит: «Анатолий Михайлович, фестивальные фильмы, пожалуйста». И я один раз ему сделал всю подбородочку. На следующий фестиваль, опережая, он мне говорит: «Анатолий Михайлович, фестивальные фильмы, пожалуйста». Я говорю: «Григорий, почему?» — «Мы смотрим всей семьёй, мы смотрим с соседями, мы смотрим с друзьями. Все ждут фестивального фильма». Поэтому ответить на ваш вопрос, какой фильм запал, знаете, сложно. Потому что получается некое такое общее явление — фестивальный фильм. И любой фестивальный фильм — а он отбирается, ведь триста фильмов приходит на фестиваль, сто отбирается, а двадцать уже входит — они получаются вот такими. Я работал и в жюри, и как эксперт — в разных ипостасях. И я видел, как матушка относится к работе всех: к жюри, к экспертам. Были такие моменты, когда жюри одно выбирало, а матушка говорила: «Не пойдёт». — «Ну как? Мы все...» — «Не пойдёт».
И были такие моменты, когда матушка говорила: «Вы знаете, мне кажется, это». И все в жюри говорили: «Да!» Например, вот один из последних фильмов — «Райцентр». Он современный, он близкий, он, скажем так, про «бытовуху». Но насколько он православный и насколько он тот, который запал, и о котором можно говорить бесконечно, читая и жизнь, и этику, и эстетику, как пример. Но ещё надо сказать, что на фестивале присутствовали, были, участвовали и являлись главным содержанием притчи. Вообще, матушка всегда об этом нам напоминала, что Господь Иисус Христос — мы должны жизнь понимать, учиться и вести себя через притчи. Притчи в кино открывали наш фестиваль, иногда завершали наш фестиваль. И вот те притчи, которые были на фестивале, мне тоже запали. «Ну как же Ты меня не увидел? Я же к тебе несколько раз приходил, Я же к тебе стучался!» — помните эту притчу об Иисусе Христе? Ну вот так бы я мог сказать. А так, чтобы перечислить фильмы, что этот и этот — откройте «Ютуб» и посмотрите. Но это уже, наверное, отдельно.
А. Митрофанова:
— Кстати, с программой кинофестиваля наверняка же на сайте можно познакомиться. Да, отец Савва?
Иером. Савва (Петрушко):
— Безусловно, можно познакомиться на сайте. Я здесь с Анатолием Михайловичем согласен, потому что на мою долю как раз-таки отчасти выпало принимать решения, какие фильмы войдут в конкурсную программу, какие не войдут. У нас приём заявок закончился 31 декабря. И вот в новогоднюю ночь я приступил к просмотрам. Огромное количество фильмов — более двухсот фильмов в этом году нам поступило. Приходилось просматривать все. И потом у нас были жаркие дискуссии с отборочной комиссией — какой фильм стоит взять, какой фильм не стоит взять. Основные принципы — я здесь соглашусь, да. Но можно указать некоторые фильмы, которые меня особо впечатлили в этом году, их буквально несколько. Первый фильм — это фильм про многодетные семьи. И у нас, когда слышишь слово «семья», что фильм о семье, обычно говорят о матерях. А здесь в фильме говорят об отцах — об отцах многодетных семей. И сейчас, при нашем растущем сиротстве, с распадающимися семьями, с массовыми явлениями матерей-одиночек, у меня вызвало огромную радость видеть фильм, где говорится о многодетных семьях. И как дети, как супруга воспринимает отца в этой семье, как они живут по христианским заповедям в современном мире. Мне кажется, этот вопрос можно задать каждому молодому человеку: возможно ли в современном мире жить по христианским заповедям? Интересно будет посмотреть, как молодое поколение будет рассуждать на такую тему.
Следующий фильм, который меня поразил, это фильм про современность с очень модным названием «Блогер». Фильм рассказывает о молодом человеке, приехавшем в гости к отцу в деревню. И его отец пытается отдать ему самое ценное — это награды, которые его дедушка заработал в Великую Отечественную войну. И молодой человек не понимает всей ценности вот этого подарка. И в фильме показано, как у него происходит осознание — осознание тех ценностей. И здесь мы опять возвращаемся ко христоцентричности, что в Евангелии сказано, что вера — это то основание, которое никогда не пошатнётся, и на этом основании можно построить качественный большой дом — это свою жизнь. Мне кажется, что современные люди частенько забывают об этом важном назначении веры как фундамента, помогающего правильно простроить свою жизнь.
А. Кириченко:
— За 19 лет явно выраженной религиозной такой эстетики во внешнем виде было немного. Как-то и матушка была осторожна к этому, чтобы вот, как принято, купола, кресты и так далее. Но в 2019 году гран-при получил фильм «Знаменный роспев» Филиппа Орлянского, по-моему. И тогда была дискуссия в жюри. Это совсем, на сто процентов, религиозный фильм, на сто процентов по форме. Но когда стали слушать матушку, она всего один вопрос задала: «Вы о чём думали, вы что видели, вы что слышали, когда смотрели этот фильм в течение полутора часов?» — а там распевы, распевы, распевы всё. И все в один голос сказали, что ничего не видели, кроме Господа — вот как-то все. И действительно, можно через вот такое, через музыку... музыка — это же вообще такой высший, что называется, уровень, высший пилотаж человеческого такого совершенства. И вот, например, был такой фильм, который был удостоен гран-при — через музыку, религиозную музыку. Мы, в общем-то, отметили его — жюри.
А. Митрофанова:
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА у нас сегодня иеромонах Савва (Петрушко), уполномоченный председатель кинофестиваля «Встреча», и Анатолий Михайлович Кириченко, первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций. Я — Алла Митрофанова. Буквально на несколько минут прервёмся и вернёмся к разговору.
А. Митрофанова:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, напоминаю, что в городе Обнинске с 16-го по 19 февраля будет проходить Сретенский кинофестиваль «Встреча» — традиционный кинофестиваль фильмов, где говорится вот о той самой главной встрече человека с Богом. Это может происходить в разные моменты и при разных обстоятельствах. И фильмы, которые рассказывают об этом, тоже все очень разные: разные по форме, разные по содержанию. Но вот как наши сегодняшние гости отмечают, самая главная для всех этих фильмов черта — это христоцентричность. Иеромонах Савва (Петрушко), уполномоченный председатель кинофестиваля «Встреча», Анатолий Михайлович Кириченко, первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций — вот в таком составе мы о кинофестивале говорим. Но нет ничего удивительного, что в городе Обнинске проходящий кинофестиваль проходит в тесном сотрудничестве с Росэнергоатомом. И, как мы поняли уже, это, правда, сотрудничество с большой историей. И Анатолий Михайлович один из главных экспертов кинофестиваля. И это на самом деле здорово. Но знаете, хочу вот такой вопрос задать, чтобы понять, какие фильмы к вам попадают, какие не попадают. Судя по тем критериям, которые вы описали, на мой взгляд, вполне фильмом кинофестиваля «Встреча» мог бы стать, например, фильм, который мне очень нравится, «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом престарелых». Судя по глазам, понимаю, что вы не видели этого фильма.
Значит, в двух словах рассказываю. Начинается всё с панорамы переработки мусора, то есть вот то, что со свалки привозят, свозится на специальное предприятие, на этом предприятии работают люди. Один из них — такой молодой человек, который весь на понтах, в каких-то пёстрых кроссовках, с какой-то тыц-тыц музыкой в наушниках. Ну вот он весь такой. Он работает там в течение дня, потом возвращается в какое-то совершенно убогое своё жилище. В общем, вот такая у него жизнь. И внезапно выясняется... я помню, какой у меня шок был смотреть эти кадры, привыкшей к эстетике мирового кинематографа. И вдруг внезапно шарах — вот это вот всё. Но про этот фильм я слышала отзывы очень авторитетных критиков, поэтому с любопытством его включила посмотреть. И внезапно выясняется, что у этого парня есть отец, который как-то вот свалился ему на голову, и этого отца надо везти в дом престарелых. И этот парень, который рос всю жизнь без отца, и вот тут какой-то отец, который Лёха Штырь, а он сам Витька Чеснок. «Ну, чё ты?» — вот так примерно они общаются. Это, правда, такая любопытная очень картина. И в процессе переезда из пункта А в пункт Б, где пункт А — это собственно квартира Лёхи Штыря, а конечная точка — это дом инвалидов или дом престарелых. А этот Лёха Штырь, видимо, пил, что ли, всю жизнь. В общем, он еле-еле передвигается, и приходится его на каких-то носилках катить — я уже сейчас подробности не помню. Отец и сын впервые за всю свою жизнь встречаются лицом к лицу и начинают разговаривать. Они встречаются, друг друга видят, причём не просто вот типа папаша, а вот сынок раздолбай, а они видят друг друга в том глубинном смысле, о котором писал митрополит Сурожский Антоний. Увидеть человека как прозреть его сущность — вот на том уровне, на котором им это доступно, на том уровне, на котором они, может быть, никогда раньше и не мыслили и не смотрели на мир.
И, простите за спойлер, но в данном случае это оправдано. Заканчивается картина тем, что Витька Чеснок разворачивается и понимает, что никуда он папу не повезёт, ни в какой дом инвалидов, ни в никакой дом престарелых. И вот, понимаете, происходит та самая главная встреча. А мы понимаем, что в мировом искусстве образ отца — это же образ Бога. Как в притче о блудном сыне образ отца — это образ Бога. И вот эта самая главная встреча, получается, происходит там на нескольких уровнях. И вот это тот самый фильм про Витьку Чеснока и Лёху Штыря, который начинается картиной переработки мусора, и вот это всё в наушниках — тыц-тыц. И этот контраст между формой и содержанием настолько обезоруживающий, что об этой картине потом ещё ходишь и думаешь очень долго. Вот мне интересно: такая или подобная картина могла бы стать участником кинофестиваля православного кино «Встреча»?
А. Кириченко:
— Фестиваль — это не о кино, это не когда приходят фильмы. И матушка говорила, что фестиваль — это встреча с людьми. Она даже от слова «фестиваль» уходила. Фестиваль — это форум. На площадке одновременно шло несколько разных по направленности и содержанию мероприятий: и фильмы, и конференция, и мастер-классы, и отдельно — духовного содержания. Обязательно на фестивале всегда был духовный наставник. Нашим общим духовным наставником является митрополит Климент. Он приезжает, открывает, благословляет, участвует, поручает. И ещё Оптина пустынь — мы после фестиваля ездим в Оптину пустынь для того, чтобы завершить этот фестиваль. И именно такое многообразие даёт возможность вообще о кино как бы и забыть. Ты погружаешься в состояние общения и понимания, а что такое, вообще-то, плохо, что такое хорошо, что такое современность, а что такое будущее, а как всё это происходит. Ведь мы на мастер-классах или на семинарах очень много говорили об интеллекте искусственном, говорили о гендерных вопросах. То есть, казалось бы — это вообще... Поэтому то, о чём мы сейчас говорим, это уникальная такая площадка, где рядом с наставником, духовным наставником, опираясь на истину, каноны православия, можно увидеть, в общем-то, настоящее, повернуться и остаться с больным отцом у себя дома, и никуда его не везти. Любое действие, любой поступок в первую очередь эмоционален, во вторую очередь меркантилен. И только в третью, в четвёртую, в пятую он глубоко может основываться на чём-то истинном. Вот как раз фестивальная среда позволяла находить вот такую истину, нужную для любого человека.
А. Митрофанова:
— Отец Савва, возвращаясь к вопросу о содержании фестиваля: где, на каком сайте можно было бы познакомиться с картинами?
Иером. Савва (Петрушко):
— Знаете, сейчас хотелось бы сказать, наверное, не совсем про сайт, а продолжить мысль Анатолия Михайловича. Мы много говорили о кинофестивале, о том, какое кино должно туда приходить, о христоцентричности, но не говорили о задачах — о задачах этого кинофестиваля. Для меня он будет первым. И когда владыка благословил заняться этим кинофестивалем, я искал для себя смысл — вот за что зацепиться, какую идею должен этот кинофестиваль нести и о чём говорить. И, служа Литургию, я прочитал в Евангелии такую строчку: «Из-за умножения беззакония иссякнет любовь многих». И я понял смысл кинофестиваля. Наша задача — показывать, попытаться хотя бы остановить вот этот процесс умножения беззаконий. Теперь по поводу того, где мы вообще располагаемся и как всё проходит. Матушка София и уважаемые отцы Церкви много говорили о кино как о новом способе проповеди. У нас появился сейчас интернет, у нас есть сайт festvstrecha.com, у нас есть телеграм-канал, есть страничка во «ВКонтакте». Можно нас найти через поисковик, зайти и понаблюдать за нашей деятельностью. Помимо деятельности в период самого кинофестиваля, мы планируем и последующие какие-то мероприятия. В этом году в период самого кинофестиваля у нас будут организованы показы в лднр на базе их домов культуры. Потому что мы считаем, что надо христианское кино православное показывать большим зрителям. А в Калужской области мы сотрудничаем с домами культуры в каждом районе — через молодёжные советы, через отделы образования муниципальные. Будут переданы в дома культуры флешки с фильмами кинофестиваля, которые, мы считаем, стоит показать широкому кругу зрителей для того, чтобы они присоединились к нашему движению, к нашей «Встрече». Помимо этого, в период кинофестиваля будет организован онлайн-показ фильмов, которые не попали в конкурс. Это будет происходить на нашем сайте. А все анонсы, программы мероприятий проще всего увидеть в соцсетях.
А. Митрофанова:
— Кстати говоря, вот вы упомянули, что хотите разворачиваться в сторону молодой аудитории. Преподаю студентам уже довольно много лет, преподаю русскую литературу. И каждый раз пытаюсь искать какие-то ходы, как до них донести, спроецировать на нашу жизнь те потрясающие смыслы, которые закопаны в произведениях русской классики. Есть сложности с восприятием современных студентов. Им труднее читать длинные тексты, им вообще труднее читать, просто в силу того, что они появились на свет, когда источников получения информации было на порядок больше, чем когда, например, родилась я. Когда родилась я, мне читали в детстве книжки, а сейчас многие из них смотрят мультики. Ну, то есть для них это не является какой-то неотъемлемой такой частью расширения собственных горизонтов — книга. Поэтому им им труднее читать. И мне каждый раз приходится какой-то финт ушами изобретать, чтобы они увидели себя внутри русских романов или русских поэм, или где-то повестей, или где-то ещё. Как мой супруг гениально это обозначает, я-мы Акакий Акакиевич. И я понимаю, о чём он говорит, я с ним абсолютно согласна. Так вот, мы со студентами, когда начинаем это разбирать, моя задача сделать так, чтобы «я-мы Акакий Акакиевич» — это стало близко максимальному числу из них.
Одна, помню, многодетная мама, очень мудрая женщина, когда я сетовала, что у меня тоже не всегда получается переводить с русского на русский и обратно, дала мне такой образ, который мне очень понравился. Она говорит: «Ты пойми, ведь очень важно с ними говорить на языке провокации». И показала картинку «Воскресение Христово». Картинка эта выглядела так: мусорный бак, из которого торчит разломанный гроб — вот обычный чёрный гроб с каким-то рюшечками, как у нас это выглядит, гроб, списанный на помойку. Она говорит, что вот это образ Воскресения Христова, тот образ, который обязательно их торкнет, простите за такое выражение. И это действительно так. В этом смысле мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о ваших поисках и ваших языках, помимо того, о чём вы упомянули, наука и религия — вот этот круглый стол, замечательное направление. Вот какие ещё есть художественные инструменты, которыми вы такие задачи решаете.
А. Митрофанова:
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА сегодня иеромонах Савва (Петрушко), уполномоченный председатель кинофестиваля «Встреча», и Анатолий Михайлович Кириченко, первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций. Мы говорим о Сретенском кинофестивале «Встреча», который пройдёт в Обнинске с 16-го по 19 февраля. Не знаю, отец Савва, Анатолий Михайлович, к кому скорее этот вопрос про языки и инструменты, которыми можно было бы достучаться до молодых людей? На что вы в этом смысле опираетесь?
А. Кириченко:
— Проводя параллель: матушка София читала 24 часа в сутки. Она читала, читала и читала. Я не говорю о молитве и о всём, что связано с религиозной составляющей. Она очень много читала. И она говорила: «Как работать с молодёжью? Надо вместе с ними читать». И она спрашивала у меня: «У вас есть традиция семейного чтения?» Я отвечал, что нет такой традиции. «А почему?» И вот после этого у нас в семье появилась такая традиция. Мы читаем вслух в семье, передавая книгу по кругу. Например, на Рождество мы «Лето Господне» читаем вслух. Она говорила, что просто заставить читать нельзя, нужно садиться и читать вместе. Первый шаг нужно сделать. Это вот первая параллель — матушка очень много читала. Второе: матушка была невероятно деятельным человеком. Она была исходно харизматичная и очень активная. Современная молодёжь деятельна по-своему. Нужны любые взаимодействия с молодёжью, где есть действо, любое действо. Всевозможные квесты, всевозможные фестивали и всё, что с этим связано. Нужно с молодёжью быть очень активными, перенестись в возрасте, как это делала матушка. Третье: матушка была невероятно творческим человеком. Она придумывала, как современную молодёжь сделать творческой, в контексте с православием и с Господом.
Она организовала киноклуб. Киноклуб стал системой, сетью. Появились киноклубы в разных городах России, десяток киноклубов. Туда вначале приходило пять, потом больше, потом 50 в разных клубах. Не бывает ничего по щелчку, надо начинать с чем-то. Но вот эта форма киноклубов, которая позволяет и смотреть, и просто общаться, и размышлять, и понимать, плакать, грустить и смеяться — это такая параллель матушки. Четвёртое: матушка была патриот — в том смысле, как я понимаю себе патриотизм, и о чём мы с ней говорили. Патриот — это надо любить родину. Вот любить родину, какая бы она ни была, какие бы здесь ни были проблемы, не проблемы, левые, правые — это твоя родина. И она могла быть жёсткой и активной, если кто-то не так, она очень любила родину. И, что важно, что, может быть, главное — она понимала родину, знала историю, знала особенности. Потому что просто так любить — это хорошо, а если ты понимаешь, то тогда сильно её любишь, по-настоящему. И она что-то делал для родины — вот надо что то делать, тогда ты патриот. И, работая с молодёжью или вовлекая молодёжь, ни о чём не говоря, пройдя эти три составляющие: любовь через Бога к родине, познание через книгу и какое-то действие, вовлечение, связанное с родиной, любое действие — это, в общем-то, человек становится в свои 15, 20, 30 лет патриотом. Вот такая параллель и такие формы.
Но тем не менее, отвечая на ваш вопрос — это может быть интересно, — она не успела, но затевала фестиваль кино, которое снималось на мобильных телефонах. И было очень много противников. Она настаивала, она нашла такие студии, которые снимали фильмы на мобильные телефоны. И даже провела одну секцию на одном из последних фестивалей такого фильма. Это новая форма — молодёжь может снимать фильмы на мобильный телефон, например.
А. Митрофанова:
— Не только может, но и активно снимает. И уже целые фестивали есть фильмов, снятых на мобильный телефон. Эти фильмы очень популярны, их можно увидеть в открытых источниках, их выкладывают на самых разных платформах. Для тех, кто, может быть, слушает нас не с начала, напомню, что когда Анатолий Михайлович и отец Савва, наши сегодняшние гости, говорят о матушке, имеется в виду монахиня София Ищенко, собственно основатель Сретенского кинофестиваля «Встреча». А почему, кстати, вы так особо подчёркиваете, что это Сретенский кинофестиваль «Встреча»? Ведь «сретение» же и есть «встреча». Но у вас именно такая формулировка. Почему? Почему это настолько принципиально важно? Не просто кинофестиваль «Встреча», а именно Сретенский кинофестиваль «Встреча»?
Иером. Савва (Петрушко):
— Принципиально важно, что это православный Сретенский кинофестиваль «Встреча». А так Сретение — день молодёжи, упор на молодёжь, привлечение молодёжи. Поэтому, конечно, важна передача опыта, связь поколений — Сретение.
А. Кириченко:
— Я задавал такой вопрос матушке. Она говорила, что Сретение — это религиозная составляющая. А «Встреча» — это мы. И получается, нам сподобилось встречаться на то Сретение. Это неразрывные, их нельзя делить. Это два одинаковых, разных, это та самая двойственность. Надо что-то ещё добавить — будет три в одном.
А. Митрофанова:
— А по поводу зрителей на кинофестивале, как ими становятся, как к вам попадают?
А. Кириченко
— Зрителей мало, как везде. Фестивального зрителя мало. Вообще, фестивальное кино отличается от фильмов широкого экрана — это разные вещи. На кинофестивалях бывают фильмы-поиски, фильмы-размышления, фильмы отдельные. Поэтому из-за зрителей матушка переживала, страдала. Мы гнались в первое время на первых фестивалях, а потом пошли другим способом. Фильмы стали показывать в разных городах, в разных кинотеатрах в одно и то же время. Можно в одном сто, а можно в десяти по десять — такой был охват. Поэтому она понимала, что фестивальное кино — это не массовое кино. Это плохое слово, может быть, но это изысканные фильмы, сложные фильмы, которые, в общем-то, делают человека...
А. Митрофанова:
— Так как же зрителем стать?
Иером. Савва (Петрушко):
— Знаете, наверное, сейчас стать зрителем кинофестиваля проще, чем раньше. Потому что средства интернета, большая информативность, наш сайт, социальные сети позволяют рассказать об этом кинофестивале более широко, чем раньше, и действительно выйти за рамки одного города, области. У нас же кинофестиваль с международными фильмами, в этом году есть фильмы из Белоруссии, есть фильмы из Китая, из Ирана, из Узбекистана. И мы будем надеяться продолжать с ними сотрудничество, будем пытаться и туда отправлять те фильмы, которые действительно для такого искушённого зрителя. Они не кассовые — где-то нет много спецэффектов, но они про размышления, они для тех людей, которые хотят встретить смысл в кино.
А. Митрофанова:
— Кстати, по поводу Китая: было бы любопытно, чтобы вы подробнее рассказали о китайском кинематографе на православном Сретенском кинофестивале «Встреча». Потому что мы понимаем, что мы не просто в разных частях света — у нас немножко разные системы мышления. Вот насколько разный у нас алфавит, насколько разное письмо, настолько по-разному у нас скроены мозги. И мне было бы любопытно, чтобы вы какие-то примеры, может быть, привели точек пересечения в этих векторах поиска, самых главных смыслов в этой самой главной встрече человека и Бога, какие есть в китайском кинематографе — то, что близко, понятно нам, и наоборот.
А. Кириченко:
— Матушка пригласила на один из фестивалей режиссёра из Китая. И он два или три года был в жюри — достаточно известный китайский кинорежиссёр. И она говорила, что у нас в жюри разные представители из разных культур и из разных странно. Зачем? Мы должны обогатить своё кино, понимая, как они, оставаясь в другой религии, идут к Всевышнему. И на примере Китая у неё был такой довод: ведь как в Китае? — если говорят, человеку, что надо, то он этому радуется, это здорово, когда тебе говорят «надо». А мы не всегда можем радоваться, когда тебе говорят «надо». И вот такое несоответствие разных культур обогащает нас. И теперь я скажу главное, что слышал от матушки: именно через это мы понимаем глубину православного учения, которую просто за один раз прочтения не поймёшь, за десять раз — догадаешься. А вот на сотый раз в Евангелии понимаешь: да, оказывается, вот о чём идёт речь — так это здорово, это счастье.
А. Митрофанова:
— А на сто первый подумаешь, что всё совсем не так — это особенность Евангелия, да.
Иером. Савва (Петрушко):
— Знаете, а я бы хотел сохранить здесь интригу. Если я сейчас всё расскажу, то вы же к нам не придёте. Поэтому я вам посоветую фильм протоиерея Сергия Баранова. У него есть прекрасный фильм «Я — самурай» — об осмыслении как раз-таки и сравнении христианского пути и японских самурайских обычаев.
А. Митрофанова:
— Это известный факт, что вообще первыми православными в Японии стали именно бывшие самураи, ну или самураи, потому что самураев бывших не бывает. Это люди, которые искали смыслы внутри вот этого своего служения, а нашли в православии. И оказалось, что как раз путь самурая их неплохо подготовил к этому открытию. Святитель Николай (Касаткин) крестил же, и как раз, по-моему, даже первым священником рукоположил вот такого бывшего самурая — человека, который к жертвенности привык.
Иером. Савва (Петрушко):
— Давайте не будем всё рассказывать, а лучше пригласим зрителя на кинофестиваль, где он сможет познакомиться с этой кинокартиной и сам для себя открыть эти смыслы.
А. Митрофанова:
— А я не видела картину, я просто рассказываю, как...
Иером. Савва (Петрушко):
— А я приглашаю.
А. Митрофанова:
— Спасибо.
А. Кириченко:
— Кстати, почему зритель идёт в кино? Всегда при просмотре фильмов участвуют создатели фильма: режиссёр, оператор, актёры. Они в зале — и с ними, в общем-то, общение. Это не только просмотр экрана, а это общение с темой — вот почему, в том числе, надо идти в кино.
А. Митрофанова:
— Напомните, пожалуйста, ещё раз адрес сайта Сретенского кинофестиваля «Встреча» и площадки, где можно смотреть ваши картины.
Иером. Савва (Петрушко):
— Дорогие друзья, приглашаем посетить сайт festvstrecha.com — это наш адрес в сети интернет. В поисковике можно найти кинофестиваль «Встреча», зайти в группу в «ВКонтакте», в «Телеграме». Помимо этого, мы территориально располагаемся в Калужской области — город Обнинск. Кинопоказы у нас будут проходить в торгово-развлекательном центре «Плаза кино». Мы арендуем два кинозала. С программой кинопоказов можно ознакомиться в сети интернет. Церемония открытия и закрытия тоже проходит в городе Обнинске. С 16-го по 19 февраля приглашаем вас посетить этот город, побывать на кинофестивале «Встреча» и найти новые, может быть, даже встретить новые смыслы в жизни, новые смыслы в кино, что-то для себя новое почерпнуть и осознать.
А. Митрофанова:
— В течение всего дня у вас там показы, да?
Иером. Савва (Петрушко):
— У нас показы с 10:15 до 18:00.
А. Кириченко:
— Это дневное расписание. Батюшка уже сказал об интриге — там есть ещё и ночные просмотры. Вот это очень даже интересно.
Иером. Савва (Петрушко):
— Но на ночные просмотры вы должны быть талантливейшим режиссёром, прислать нам фильм. И тогда мы вместе с командой, с участниками кинофестиваля его посмотрим, обсудим и будем рады встрече.
А. Митрофанова:
— Иеромонах Савва (Петрушко), уполномоченный председатель Сретенского кинофестиваля «Встреча», Анатолий Михайлович Кириченко, первый заместитель директора Всемирной ассоциации организаций атомных энергостанций, были гостями программы «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С 16-го по 19 февраля, напомню, Сретенский кинофестиваль «Встреча» — да, вот такое важное уточнение. Как выясняется, это не тавтология, а именно осмысленное подчёркивание пересечения фактически земного и небесного на этом кинофестивале, который пройдёт в городе Обнинске. И все желающие приглашаются к просмотрам. Спасибо вам за этот разговор. До свидания.
Иером. Савва (Петрушко):
— Спасибо.
А. Кириченко:
— Спасибо. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов
- «Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров
- «О Боге в мировом кино: Кшиштоф Занусси». Августина До-Егито
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему Бог не избавляет нас от немощей и скорбей, если Он нас так любит? Ответ на этот важный вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Только что прозвучавший отрывок начинается с воспоминаний апостола о его бегстве из города Дамаск. Апостол оказался в этом городе не случайно. Сюда его привело желание убивать христиан. Однако по дороге Павлу явился Христос. Этот удивительный духовный опыт кардинально изменил сердце апостола. Из жестокого гонителя-фанатика он превратился в ревностного проповедника Евангелия, исполненного духом Божией любви и милости.
Подобные духовные состояния апостол переживал не единожды. Вот и сегодня он рассказывает о том, как Бог восхитил его «до третьего неба». Выражение «третье небо» обозначало в иудейской традиции реальность присутствия Божия. Апостол испытал близость Творца так явственно, что даже не понял, был он в теле или нет. Духовный восторг был так велик, что Павел не смог даже подобрать слов, чтобы выразить то, что пережил.
Примечательно, что апостол говорит о себе в третьем лице. Дескать, он знает какого-то человека, с которым это произошло. И это не просто скромность. Так Павел подчёркивает в себе ситуацию глубокой раздвоенности. Он признаёт, что есть у него и своя тёмная сторона. И она периодически беспокоит его. Доставляет ему скорби. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился», — пишет он. До конца непонятно, о чём конкретно идёт речь. Некоторые толкователи считали, что у апостола была какая-то телесная болезнь, которая доставляла ему мучения. Головные боли, эпилепсия, хроническая лихорадка, возможно, болезнь глаз. Кто-то говорил о явном физическом недостатке, который отталкивал от апостола людей, вызывая у них брезгливость. Есть предположение, что это был душевный недуг. И такое тоже можно допустить, зная, каким жёстким человеком он был до обращения в христианство. Как он сам говорит о себе, «я был неумеренным последователем отеческих преданий». Итак, «жало в плоть» было своеобразным противовесом той благодати, которую имел Павел. И он сам это прекрасно видел. Потому и писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Примечательно то, что апостол совершенно не унывает по этому поводу. Напротив, он говорит: «я охотно буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Павел рассказывает, как трижды просил Бога забрать его немощь. Однако все три раза Бог отказывал ему. Господь отвечал, что Его благодатная сила «совершается в немощи». И, судя по всему, Павел это понял и принял. Он увидел, что «жало в плоть» играло очень важную роль в его жизни. В одном из своих писем он прямо пишет: «горе мне, если не благовествую». Вероятно, когда Павел начинал отвлекаться от Бога, начинал расслабляться и забывать о своей высокой миссии, его болезнь обострялась. «Жало в плоть» напоминало о себе. Чтобы избавиться от этой боли, апостол был вынужден совершать духовную работу. Он шёл и говорил людям о Христе. За это Господь давал ему Свою благодатную поддержку. Боль отступала. То есть отчасти именно благодаря своим немощам Павел приучил себя быть духовно бдительным. Благодаря этому двигателю он достиг такого состояния, что в каждый момент своей жизни смотрел в сторону Творца и был открыт для Его спасительной благодати.
Блажен человек, который увидит прямую связь между своими немощами и тем, что о нём задумал Господь. Тогда та боль, от которой мы бежим, вдруг окажется той дверью, через которую мы войдём в Его Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 17. Богослужебные чтения

Какой язык наиболее подходит для того, чтобы говорить о Боге? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 17-го псалма пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 17.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог;
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие Угли сыпались от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на ХерувИмов и полетел, и понёсся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и Угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и Угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простёр руку с высоты и взял меня, и извлёк меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесён Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознёс меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
По своему литературному жанру 17-й псалом напоминает благодарственный гимн. Царь Давид славит Творца за избавление от смертельной опасности, а также за многочисленные победы, которые он одержал с помощью Божией. Несмотря на то, что в основу этой благодарственной молитвы положены реальные факты жизни Давида и реальные действия Бога, псалмопевец сообщает о них специальным языком. Это не язык исторической хроники или документального репортажа. Это язык поэзии. И этот язык изображает мир не так, как его изображает бытовая речь.
Так, например, Давид называет Бога крепостью, твердыней, прибежищем, скалой, щитом, убежищем. Ещё красочнее псалмопевец описывает действия Творца. От Его гнева трясётся и колеблется земля и основания гор. Сам Божий гнев изображается как дым, огонь, горящие угли, град, молнии и стрелы. Все эти образы не следует понимать буквально. Да, Давид прямо описывает Бога и Его присутствие в этом мире. Но использует для этого образы из нашего повседневного земного опыта. О Боге Давид говорит по-человечески.
И это подталкивает нас к важной мысли. Как бы мы ни говорили о Боге, пусть даже при помощи высокой богословской терминологии с её точными формулировками, это всего лишь наш человеческий язык. Он несовершенен. Тайну Бога с помощью нашего языка мы не разгадаем. Есть вещи, которые невозможно выразить даже самым изысканным словом. Вспоминается высказывание Фёдора Тютчева, подходящее для этой ситуации: «Мысль изречённая есть ложь». Милость Божия по отношению к человеческому роду и к каждому из нас заключается в том, что Господь не гнушается ни нашими наивными представлениями о Нём, ни нашей грубой речью. Он словно умаляет Себя и снисходит к нашей немощи. Особенно же в том случае, если мы на практике совершаем то, что Он нам заповедовал. Непрестанно ищем Его волю и стараемся во имя Его служить друг другу. Тогда Он явственно входит в нашу жизнь и действует в ней, даже несмотря на всё наше несовершенство.
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов