С 14 по 26 сентября в Выставочном зале Товарищества живописцев МСХ проходит выставка русского живописца Сергея Вознесенского «Образ времени».
Выставка работает ежедневно с 10:00 до 19:00, суббота, воскресенье с 10:00 до 17:00. Вход свободный.
Жизнь русского живописца Сергея Вознесенского (1913 — 1990) оборвалась на следующий же день после операции на ноги. «Как же я теперь буду стоять у мольберта...», — сказал он своей дочери Татьяне перед самой смертью.
Через тридцать лет после кончины художника семье удалось организовать его персональную выставку, о которой он очень мечтал. Но отсутствие «пробивных» свойств, бюрократизм советской эпохи не позволили осуществить эту мечту при жизни. А она у Сергея Леонидовича была нелегкой. Голод и скитания, война и лишения, болезни и потери. В мирное время — идеологическое давление, принуждение к созданию портретов вождей, ограничения, наложенные выставкомами и худсоветами.
И даже после смерти горькая судьба послала отголосок — большая часть картин Сергея Вознесенского погибла при пожаре. Но творчество Сергей Вознесенского свободно от несчастий. Его живописные работы спокойны и светлы. Тут и проснувшийся утром на даче внук, и крохотная внучка у самовара на летней веранде, дети у аквариума, цветы, сорванные на прогулке. Любовь к жизни, тонкое художественное видение действительности и крепкое мастерство легли в основу его творений, написанных в духе позитивного реализма.
Среди работ Сергея Вознесенского много красивых натюрмортов крестьянской тематики. Хлеб, ягоды, овощи с грядки, корзины, деревянный стол. Так он выразил свое уважение к жизни. Что бы в ней ни происходило, а хлеб — всему основа. Взглядом настоящего художника видел Сергей Леонидович и русскую природу. Пейзажи и этюды, казалось бы, без сюжета: мокрое полк, мостик через лесной ручей, брошенная лодка на берегу — в этом нет высоких смыслов, но есть изначальная красота бытия.
Будучи фронтовиком, Сергей Вознесенский часто рисовал солдат в мирной обстановке. Так, однажды, из таманской дивизии к нему на дачу, в мастерскую, прислали трех срочников. «Это были простые ребята из глубинки, — вспоминает дочь художника Татьяна Сергеевна, — но они так подружились, и папа так полюбил этих балагуров, что уже после службы они не раз навещали его долгие-долгие годы».
Последняя большая работа Сергея Вознесенского — «Изгнание». На ней изображен священник, изгоняемый из собственного дома тройкой ГПУ. Эта картина — и итог осмысления жизненных ценностей и реальная история, которая произошла с родным дедом художника, священником отцом Василием Вознесенским, служившем в селе Архангельское под Воронежем и погибшем без крова в первые дни после настигнувшей его беды. Картина «Изгнание» хранится в музее «Кадашевская слобода» при храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве, а сегодня также представлена на выставке в галерее МСХ.
Сергей Леонидович планировал писать и дальше на тему веры, еще запретную в 80-х. Задумал картину под названием «Явление Христа на зоне» и даже сделал набросок, изобразив Спасителя на кресте в окружении троих заключенных в разных позах и состояниях, находящихся как будто на пути к вере. Но на холст так и не успел перенести...
«Имя фронтовика и большого художника, прошедшего большие испытания, вписано в историю искусства. Ученик Владимира Фаворского, Игоря Грабаря, Николая Ульянова, Ивана Чекмазова, Георгия Ряжского и Григория Шегаля, большой художник и обладатель большой человеческой души Сергей Леонидович Вознесенский интерпретировал жизнь на полотнах и и точно, и совестливо, и сострадательно. Это отличает живописцев ушедшей эпохи», — сказал, открывая выставку, художник Александр Андрианов, член правления МСХ.
По словам специалистов, посетивших выставку, она относится к редчайшим, наиболее ценным, ибо работы московских художников старой школы и такого высокого уровня, как правило, собрать нелегко, и они нечасто выставляются в одном месте и в таком количестве.
Всего в историческом зале на Тверской-Ямской представлено более 50 работ Сергея Вознесенского.
Выставка продлится до 26 сентября. Вход свободный.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди