С 14 по 26 сентября в Выставочном зале Товарищества живописцев МСХ проходит выставка русского живописца Сергея Вознесенского «Образ времени».
Выставка работает ежедневно с 10:00 до 19:00, суббота, воскресенье с 10:00 до 17:00. Вход свободный.

Жизнь русского живописца Сергея Вознесенского (1913 — 1990) оборвалась на следующий же день после операции на ноги. «Как же я теперь буду стоять у мольберта...», — сказал он своей дочери Татьяне перед самой смертью.
Через тридцать лет после кончины художника семье удалось организовать его персональную выставку, о которой он очень мечтал. Но отсутствие «пробивных» свойств, бюрократизм советской эпохи не позволили осуществить эту мечту при жизни. А она у Сергея Леонидовича была нелегкой. Голод и скитания, война и лишения, болезни и потери. В мирное время — идеологическое давление, принуждение к созданию портретов вождей, ограничения, наложенные выставкомами и худсоветами.

И даже после смерти горькая судьба послала отголосок — большая часть картин Сергея Вознесенского погибла при пожаре. Но творчество Сергей Вознесенского свободно от несчастий. Его живописные работы спокойны и светлы. Тут и проснувшийся утром на даче внук, и крохотная внучка у самовара на летней веранде, дети у аквариума, цветы, сорванные на прогулке. Любовь к жизни, тонкое художественное видение действительности и крепкое мастерство легли в основу его творений, написанных в духе позитивного реализма.
Среди работ Сергея Вознесенского много красивых натюрмортов крестьянской тематики. Хлеб, ягоды, овощи с грядки, корзины, деревянный стол. Так он выразил свое уважение к жизни. Что бы в ней ни происходило, а хлеб — всему основа. Взглядом настоящего художника видел Сергей Леонидович и русскую природу. Пейзажи и этюды, казалось бы, без сюжета: мокрое полк, мостик через лесной ручей, брошенная лодка на берегу — в этом нет высоких смыслов, но есть изначальная красота бытия.

Будучи фронтовиком, Сергей Вознесенский часто рисовал солдат в мирной обстановке. Так, однажды, из таманской дивизии к нему на дачу, в мастерскую, прислали трех срочников. «Это были простые ребята из глубинки, — вспоминает дочь художника Татьяна Сергеевна, — но они так подружились, и папа так полюбил этих балагуров, что уже после службы они не раз навещали его долгие-долгие годы».

Последняя большая работа Сергея Вознесенского — «Изгнание». На ней изображен священник, изгоняемый из собственного дома тройкой ГПУ. Эта картина — и итог осмысления жизненных ценностей и реальная история, которая произошла с родным дедом художника, священником отцом Василием Вознесенским, служившем в селе Архангельское под Воронежем и погибшем без крова в первые дни после настигнувшей его беды. Картина «Изгнание» хранится в музее «Кадашевская слобода» при храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве, а сегодня также представлена на выставке в галерее МСХ.
Сергей Леонидович планировал писать и дальше на тему веры, еще запретную в 80-х. Задумал картину под названием «Явление Христа на зоне» и даже сделал набросок, изобразив Спасителя на кресте в окружении троих заключенных в разных позах и состояниях, находящихся как будто на пути к вере. Но на холст так и не успел перенести...
«Имя фронтовика и большого художника, прошедшего большие испытания, вписано в историю искусства. Ученик Владимира Фаворского, Игоря Грабаря, Николая Ульянова, Ивана Чекмазова, Георгия Ряжского и Григория Шегаля, большой художник и обладатель большой человеческой души Сергей Леонидович Вознесенский интерпретировал жизнь на полотнах и и точно, и совестливо, и сострадательно. Это отличает живописцев ушедшей эпохи», — сказал, открывая выставку, художник Александр Андрианов, член правления МСХ.
По словам специалистов, посетивших выставку, она относится к редчайшим, наиболее ценным, ибо работы московских художников старой школы и такого высокого уровня, как правило, собрать нелегко, и они нечасто выставляются в одном месте и в таком количестве.
Всего в историческом зале на Тверской-Ямской представлено более 50 работ Сергея Вознесенского.
Выставка продлится до 26 сентября. Вход свободный.
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери — Уфа
В начале семнадцатого века в пределах современной Уфы, столицы Башкортостана, возникло село Новая Слобода. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти леса от ложного обвинения бежал житель Новой Слободы по имени Стефан, которого осудили на публичную порку.
Вскоре он шёл по глухому лесу и внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!». Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над землёй образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей по иконографии соответствовал обретённый образ. Село получило название Богородское и сюда потянулись паломники. На месте явления святыни забил родник, вода которого обладала целительными свойствами.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Ей посвятили новую каменную церковь в селе Богородском. Храм построили в 1877 году после того, как старый, деревянный, сгорел дотла во время пожара. Из Уфы в село Богородское ежегодно совершался крестный ход с чудотворной святыней. Так продолжалось до революции 1917 года.
Новые власти закрыли и обезобразили Богородско-Уфимскую церковь. Храм лишился куполов и колокольни, а под его сводами разместили школу-интернат. Родник с целебной водой безбожники залили бетоном. Чудотворная икона исчезла. Вскоре село Богородское вошло в состав Уфы и утратило своё историческое название. Его сначала переименовали в Моторное, а затем нарекли Инорс. Аббревитатура расшифровывается как «Институт норм строительства» — по проектам этой организации застраивалась здешняя территория в середине двадцатого века.
Несмотря на печальные перемены, верующие не теряли надежду, что когда-нибудь в Богородско-Уфимской церкви вновь зазвучит молитва. И их чаяния сбылись — в 1990 году храм вернули православным. Здание восстановили и отреставрировали. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения. Помолиться в Богородско-Уфимскую церковь приходят не только жители микрорайона Инорс города Уфы — к месту явления чудотворного образа Богородицы приезжают верующие со всех уголков России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия







