2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Чем дольше слушаешь сегодняшний отрывок из послания апостола Петра, тем сильнее ощущаешь не умом, а именно сердцем, что с каждым словом внутри возникает очень конкретное чувство. Апостол словно бусина к бусине нанизывает различные эпитеты, аллегории, истории, связанные с людьми, которые однажды познали истину, но не устояли в ней.
И, конечно же, самая сочная фраза — это слова из пословицы про пса и свинью, которые всё равно возвращаются в свою грязь.
Что же за чувство у нас естественным образом пробуждается внутри? Брезгливость. Не осуждение, не укор, не жалость — а именно брезгливость. Добавим к этому ещё и то, что и свинья, и собака — для сознания еврея — животные скверные, нечистые. Современному секуляризованному мышлению очень трудно понять, и тем более — принять саму категорию «скверного»: единственное, что, пожалуй, в какой-то мере ещё аукается где-то в глубинах сознания — это нечистота тела, которое покинула жизнь — то есть нечистота трупа.
Но вот возникает вопрос: а насколько вообще корректно пробуждать в сердцах христиан это чувство брезгливости и отвращения? Разве не призван всякий последователь Христа быть выше этого, переступая через любой грех человека ради любви к самому носителю пусть и помрачённого, но всё же образа Божия?
Как можно совместить чувство брезгливости с чувством любви? Разве они не исключают друг друга? Перед нами — пример очень интересной духовной педагогики. Апостол сознательно «накачивает» неприятными ассоциациями образ совершающего грех христианина, чтобы сделать своего рода... прививку от греха. Давайте разберёмся, как именно эта «прививка» работает.
Если внимательно понаблюдать за генезисом — развитием греха в душе — нетрудно заметить: соблазн никогда не приходит в своём настоящем обличье. Он тщательнейшим образом упаковывает грех в одежды «нормальности», «современности», «уместности», «неотразимой привлекательности», «сногсшибательной вкусности». Наживка, как и полагается, должна быть убедительно достоверной. То, что под ней скрыт крючок — попавшийся поймёт, только проглотив наживку. Но будет уже поздно.
Что же делает апостол? Он приучает христиан к опытному различению «запаха соблазна» от «аромата праведности». И то, что для неустойчивого в вере человека становится заманчивым предложением — для христианина должно сразу же вызывать чувство брезгливости и отвращения. Также, как вакцинированный организм имеет высокий иммунитет к конкретной инфекции или вирусу, также и приученный к брезгливости ко всему греховному будет вполне устойчив.
Да, соглашусь: в такой позиции нет ни капли толерантности в её современном понимании. Если явный грех не вызывает отвращения — значит, духовный иммунитет опустился до нулевой отметки. Но вот что всегда надо помнить: отвращение ко греху не должно приводить к нелюбви. Грех как поступок, как образ жизни, как конкретные проявления — однозначно осуждается. А вот сам человек — каким бы дурными ни были его поступки — всегда достоин проявления нашей милости.
«Журнал от 29.11.2024». Алексей Соколов, Юлия Денисова
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе. В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и руководитель благотворительного проекта по тюремному служению «Апрель» Юлия Денисова вынесли на обсуждение темы:
— Рождественский вечер журнала «Фома»;
— Подготовка к празднику Рождества Христова;
— День памяти апостола и евангелиста Матфея;
— Вещание Радио ВЕРА в следственных изоляторах.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
О благодарности. Ольга Цой
Однажды я спросила знакомого иеромонаха: «Батюшка, в чем смысл моей жизни?». Вопрос был не риторическим, очень личным. Думала, он скажет: «Как — в чем? У тебя семья, двое малолетних детей, надо их вырастить, воспитать...». Но батюшка ответил на мой вопрос не задумываясь: «Быть с Богом». «А как это — быть с Богом? — продолжила я. — Не понимаю. Уж очень абстрактно...». «Это значит — за все благодарить», — последовал ответ.
Я начала размышлять об этом. И стала замечать, как часто звучит слово «благодарим» в церковных службах! «Благодарим Господа!» — дает возглас священник во время Евхаристического канона. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...» — звучит молитва самого важного момента Литургии, во время которого происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А в конце службы мы слышим призыв батюшки: «Поблагодарим Господа!».
Я посмотрела этимологию самого слова «благодарность». По-русски все очевидно — «благо дарить» — «делать добрые дела». А вот по-гречески это слово звучит как «евхаристия».
Евхаристия! Причастие! Стала читать святых отцов и поняла, что Таинство, которое установил Сам Господь, — не просто вкушение Его плоти и крови, чтобы так соединиться со Христом, это — благодарение за Его жертву, за Его любовь, за все блага, которые нам дает Господь ежедневно!
Так мы наследуем жизнь вечную. Выходит, благодарность, прославлять Бога, — это и есть путь в Царство Небесное.
Какой простой совет дал батюшка — благодарить Бога. И как много открылось мне, когда только попыталась начать это осознавать.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Семёнов. «На зимнем перекрестке»
— Так вот он какой, Ирбит — маленький древний городок между Екатеринбургом и Тюменью. Спасибо тебе, Сергей, за интересную экскурсию. А за то, что привёл меня сюда, в музей изобразительных искусств — особая благодарность!
— Да полно, Андрей! Тебя, наверное, трудно удивить — живёшь в столице, столько произведений искусства повидал на своём веку.
— Повидал немало, отрицать не буду. И потому могу сказать уверенно — в здешней коллекции картин есть настоящие жемчужины. Взять хотя бы вот эту акварель Бориса Семёнова, «На зимнем перекрёстке».
— А что в ней особенного? Занесённый снегом город, хмурое небо. Основной цвет — серый...
— А ты приглядись повнимательней. Окунись в атмосферу, которую передал художник. Сумерки опускаются на город, уже включили фонари. Их череда вдоль дороги — словно гирлянда. Праздничными огоньками смотрятся и окна двухэтажных домов, и зелёный глаз светофора.
— Думаешь, это новый год?
— Совсем необязательно. Картина скорее говорит о том, что каждый день может дарить нам радость. Нужно лишь внимательно жить, уметь удивляться простым вещам. Тому, как могучий тополь полощет в небе ветвистую крону, или красный трамвай задорно звенит, прогоняя уныние.
— Трамвай на рисунке хорош! И дома мне здесь нравятся — старинная купеческая застройка. Интересно, что это за селение?
— Скорее всего, Екатеринбург. Точнее, Свердловск — именно так назывался город в годы жизни Бориса Семёнова. Он переехал в столицу Урала в 1938-ом.
— А родом художник откуда?
— Из Санкт-Петербурга. Хотя опять нужно сделать поправку — из Петрограда. Такое название было у города на Неве в 1917 году, когда Борис Семёнов появился на свет.
— А потом город стал Ленинградом.
— Верно. Ему, как и Свердловску, художник посвятил немало своих работ. Ещё он рисовал Москву и Ригу, где часто гостил у родственников. Во многих акварелях Бориса Семёнова легко узнаются черты того или иного города. Но рисунок «На зимнем перекрёстке» — это пейзаж настроения. Здесь важно не сходство, а тёплое впечатление, что перед тобой — родной уголок. У каждого человека он свой...
— Передать настроение — особый талант!
— И тем более с помощью акварели. Эта краска не даёт права на ошибку. Любое исправление оборачивается грязью на бумаге.
— Рисунок Бориса Семёнова чист и прозрачен. При этом детали переданы безупречно. Как художнику удалось настолько овладеть сложной техникой?
— Мне кажется, это сродни чуду. В начале своего творческого пути Семёнов писал картины маслом. Он занимался оформлением Свердловска к праздникам, делал заводские зарисовки. Его первые работы никого не впечатляли. А в какой-то момент Борис Александрович попробовал себя в новом жанре — и поразил всех! Он начал создавать настоящие шедевры!
— Может быть, художник и тематику поменял?
— Нет, дело не в этом. Семёнов по-прежнему посвящал свои работы производству, у него есть целая акварельная серия «Урал индустриальный». И там даже заводские трубы выглядят нежно и лирично. В рисунках дышит жизнь, чувствуется настроение, угадываются судьбы.
— В чём же секрет такого преображения?
— Может быть, в том, что акварель не терпит жёстких методик, учит доверять вдохновению. А что это, как ни помощь Божия в творчестве? Когда Борис Семёнов усвоил эту науку, само течение будней стало для него радужным, акварельным — удивительным. Картина «На зимнем перекрёстке» — одно из мгновений в светлом потоке дней.
Картину Бориса Семёнова «На зимнем перекрёстке» можно увидеть в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России