
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Чем дольше слушаешь сегодняшний отрывок из послания апостола Петра, тем сильнее ощущаешь не умом, а именно сердцем, что с каждым словом внутри возникает очень конкретное чувство. Апостол словно бусина к бусине нанизывает различные эпитеты, аллегории, истории, связанные с людьми, которые однажды познали истину, но не устояли в ней.
И, конечно же, самая сочная фраза — это слова из пословицы про пса и свинью, которые всё равно возвращаются в свою грязь.
Что же за чувство у нас естественным образом пробуждается внутри? Брезгливость. Не осуждение, не укор, не жалость — а именно брезгливость. Добавим к этому ещё и то, что и свинья, и собака — для сознания еврея — животные скверные, нечистые. Современному секуляризованному мышлению очень трудно понять, и тем более — принять саму категорию «скверного»: единственное, что, пожалуй, в какой-то мере ещё аукается где-то в глубинах сознания — это нечистота тела, которое покинула жизнь — то есть нечистота трупа.
Но вот возникает вопрос: а насколько вообще корректно пробуждать в сердцах христиан это чувство брезгливости и отвращения? Разве не призван всякий последователь Христа быть выше этого, переступая через любой грех человека ради любви к самому носителю пусть и помрачённого, но всё же образа Божия?
Как можно совместить чувство брезгливости с чувством любви? Разве они не исключают друг друга? Перед нами — пример очень интересной духовной педагогики. Апостол сознательно «накачивает» неприятными ассоциациями образ совершающего грех христианина, чтобы сделать своего рода... прививку от греха. Давайте разберёмся, как именно эта «прививка» работает.
Если внимательно понаблюдать за генезисом — развитием греха в душе — нетрудно заметить: соблазн никогда не приходит в своём настоящем обличье. Он тщательнейшим образом упаковывает грех в одежды «нормальности», «современности», «уместности», «неотразимой привлекательности», «сногсшибательной вкусности». Наживка, как и полагается, должна быть убедительно достоверной. То, что под ней скрыт крючок — попавшийся поймёт, только проглотив наживку. Но будет уже поздно.
Что же делает апостол? Он приучает христиан к опытному различению «запаха соблазна» от «аромата праведности». И то, что для неустойчивого в вере человека становится заманчивым предложением — для христианина должно сразу же вызывать чувство брезгливости и отвращения. Также, как вакцинированный организм имеет высокий иммунитет к конкретной инфекции или вирусу, также и приученный к брезгливости ко всему греховному будет вполне устойчив.
Да, соглашусь: в такой позиции нет ни капли толерантности в её современном понимании. Если явный грех не вызывает отвращения — значит, духовный иммунитет опустился до нулевой отметки. Но вот что всегда надо помнить: отвращение ко греху не должно приводить к нелюбви. Грех как поступок, как образ жизни, как конкретные проявления — однозначно осуждается. А вот сам человек — каким бы дурными ни были его поступки — всегда достоин проявления нашей милости.
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Антон и Виктория Макарские
Гостями программы «Вечер воскресенья» были известные артисты и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили с ними об их пути к вере и о том, как приход к Богу повлиял на их творческую и семейную жизнь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







