
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Чем дольше слушаешь сегодняшний отрывок из послания апостола Петра, тем сильнее ощущаешь не умом, а именно сердцем, что с каждым словом внутри возникает очень конкретное чувство. Апостол словно бусина к бусине нанизывает различные эпитеты, аллегории, истории, связанные с людьми, которые однажды познали истину, но не устояли в ней.
И, конечно же, самая сочная фраза — это слова из пословицы про пса и свинью, которые всё равно возвращаются в свою грязь.
Что же за чувство у нас естественным образом пробуждается внутри? Брезгливость. Не осуждение, не укор, не жалость — а именно брезгливость. Добавим к этому ещё и то, что и свинья, и собака — для сознания еврея — животные скверные, нечистые. Современному секуляризованному мышлению очень трудно понять, и тем более — принять саму категорию «скверного»: единственное, что, пожалуй, в какой-то мере ещё аукается где-то в глубинах сознания — это нечистота тела, которое покинула жизнь — то есть нечистота трупа.
Но вот возникает вопрос: а насколько вообще корректно пробуждать в сердцах христиан это чувство брезгливости и отвращения? Разве не призван всякий последователь Христа быть выше этого, переступая через любой грех человека ради любви к самому носителю пусть и помрачённого, но всё же образа Божия?
Как можно совместить чувство брезгливости с чувством любви? Разве они не исключают друг друга? Перед нами — пример очень интересной духовной педагогики. Апостол сознательно «накачивает» неприятными ассоциациями образ совершающего грех христианина, чтобы сделать своего рода... прививку от греха. Давайте разберёмся, как именно эта «прививка» работает.
Если внимательно понаблюдать за генезисом — развитием греха в душе — нетрудно заметить: соблазн никогда не приходит в своём настоящем обличье. Он тщательнейшим образом упаковывает грех в одежды «нормальности», «современности», «уместности», «неотразимой привлекательности», «сногсшибательной вкусности». Наживка, как и полагается, должна быть убедительно достоверной. То, что под ней скрыт крючок — попавшийся поймёт, только проглотив наживку. Но будет уже поздно.
Что же делает апостол? Он приучает христиан к опытному различению «запаха соблазна» от «аромата праведности». И то, что для неустойчивого в вере человека становится заманчивым предложением — для христианина должно сразу же вызывать чувство брезгливости и отвращения. Также, как вакцинированный организм имеет высокий иммунитет к конкретной инфекции или вирусу, также и приученный к брезгливости ко всему греховному будет вполне устойчив.
Да, соглашусь: в такой позиции нет ни капли толерантности в её современном понимании. Если явный грех не вызывает отвращения — значит, духовный иммунитет опустился до нулевой отметки. Но вот что всегда надо помнить: отвращение ко греху не должно приводить к нелюбви. Грех как поступок, как образ жизни, как конкретные проявления — однозначно осуждается. А вот сам человек — каким бы дурными ни были его поступки — всегда достоин проявления нашей милости.
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема