Второе послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

2 Тим., 292 зач., II, 1-10.

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение представляет собой приободряющее наставление апостола Павла Тимофею.

Сложно представить себе ситуацию, в которой развивалась Церковь в мире. Осознав, что она видит во Христе мессию, и в практике жизни превосходит закон Моисеев, против нее настроились иудеи. Рассмотрев, наконец, что христиане не то же, что иудеи, на них ополчилось сообщество язычников. Иными словами, надо было иметь твердую веру, потому что она постоянно подвергалась испытанию. Кроме врага внешнего был так же враг внутренний — были люди, так называемые гностики, которые искажали учение. Именно поэтому, чтение которое мы сегодня услышали, начинается с таких воодушевленных слов. В мире полном враждебности, ученикам была необходима поддержка. Конечно, самая важная поддержка — благодатная помощь Спасителя. При этом желая ее Тимофею, апостол как бы соучаствует в ней, присоединяя к Божественной любви, любовь свою, человеческую. И способен к этому не только апостол, но и любой из нас. Желая ближнему помощи Божией, своей молитвой и любовью, мы в этой помощи так же присутствуем, распространяем ее в мире.

Интересно, что говоря о своей проповеди Тимофею, апостол во-первых, подчеркивает, что тот слышал ее «при многих свидетелях». Это очень важное указание, ведь и сам Христос проповедовал при народе и ничего не говорил тайно. Гностикам хотелось, чтобы христианство воспринималось как тайное знание, было бы элитарной религией меньшинства, но Христос пришел для всех и говорил о Боге одинаково перед женщинами и мужчинами, богатыми и бедными, мудрыми и немудрыми.

Итак, эта проповедь, сообщенная при всех, должна быть передана верным людям, которые были бы способны и других научить. Слова «передана верным» указывают на то, как формируется Церковное предание — то есть та вероучительная, нравственная, духовная связь, которая существует между любым учеником, апостолами и Самим Господом. Однажды сообщенное слово, живет в Церкви. Оно передается из уст в уста и хранится в сердце каждого.

Однако проповедь обязательно предполагает особое качество жизни проповедника. Во-первых, он переносит страдания как добрый воин Иисуса Христа. Каждый, кто становится христианином, понимает, что в мире идет духовная война. Многие помнят слова, сказанные одним из героев Достоевского о том, что дьявол с Богом борются и поле битвы — сердца людей. Но человек при этом не просто место борьбы, он призван быть воином Христовым и активно участвовать в это духовной битве сам. Во-вторых, христианство принимается не для того, чтобы получить житейские выгоды, потому что главная его цель — единение с Богом, а не просто устройство этой временной жизни. Продолжая военные и атлетические сравнения, апостол говорит, что как для победы борцу необходимо соблюдать правила и использовать приемы, так и для победы в духовной борьбе необходимо знать ее приемы и законы духовной жизни.

Обращая к Тимофею эти слова, Павел находился в узах, но при этом проповедовал без всякого смущения, потому что «для слова Божия нет уз», нет темниц и оков. Оно сообщается от сердца к сердцу и живет в каждом ученике, поддерживая и направляя его.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем